В Нижнем Новгороде известный писатель, драматург и актёр собственного монотеатра Евгений Гришковец - частый гость. Сюда он привозит свои премьеры. Сюда он чуть не переехал в конце 90-х.
- Но Нижний Новгород для меня слишком большой, - улыбается писатель. - Немцов гремел на всю страну, я приехал за свежим ветром. Но его не нашёл. Теперь и Немцова нет… Я сибиряк, мы ершистые, подвижные, и размеренный уклад купеческого города у большой реки мне не знаком. Мы с Нижним не совпадаем по темпоритму. Но я полюбил ваш город, полюбил Поволжье, Золотое Кольцо… (Сегодня Гришковец живёт в Калининграде).
В этот раз Гришковец привёз в наш город премьерный спектакль «Шёпот сердца», обдуманный, отшлифованный, выстраданный за три с половиной года разговор самого трепетного органа с человеком. Премьера прошла в Москве 1 марта 2015 года.
Пульсирующая жизнь
- Евгений, расскажите, каково вам играть сердце?
- Мне очень понравилось его играть! Скажу честно: сделать спектакль, где герой - не человек, а орган, сердце, - задача непростая. 7 месяцев мы подбирали «грудную клетку» - сценографию. Аналогов в мире я не знаю. Была, конечно, нашумевшая постановка пьесы Ива Энцлера «Монологи вагины», но у меня совершенно другая история (улыбается). Самым сложным было даже не его сценическое оформление, не костюмы - сложно два часа говорить о себе в среднем роде. Я долго подбирал слова, смыслы.
А название я взял у… пиратов - благодаря неправильному переводу «Шёпотом сердца» они нарекли мультфильм моего любимого японского режиссёра Хаяо Миядзаки «Капельки воспоминаний».
- Думаете, нам всем пора поговорить с сердцем?
- Я не стал брать мозг - уж слишком сложный и неизученный орган. А сердце - это пульсирующая жизнь. Сердце работает постоянно, в отличие от печени или почек.
Сердце любит - детей, друзей, работу. Любит выпить. И мне не хотелось делать спектакль «Плач печени» или «Диалоги почек». Да и у печени вопросов к человеку меньше, чем у сердца.
На сцене сердце обращается к человеку, задаёт ему вопросы из жизни, претензии предъявляет. И чаще всего они остаются без ответа.
- А правда ли, что на ваших спектаклях люди засыпают?
- Да! Они входят в транс и засыпают. Мне приходится останавливать спектакль и их будить. В спектакле «Шёпот сердца» очень много ситуаций, которые заставляют человека заглянуть внутрь себя, подумать о своём, говорить со своим сердцем. Ушёл в себя - и уснул. Спектакль и заканчивается тем, что герой погружается в сон. Зритель просыпается и уходит из театра с желанием жить.
- А как живётся вам с тем, что на ваши спектакли в провинции не купить билет?
- Это радостно! Я могу заранее узнать, раскупили ли на меня билеты. На мартовскую премьеру не было свободных мест в декабре. Здорово, что сегодня люди дарят друг другу приглашение в театр на Новый год или на день рождения.
И мне очень приятно, что вот уже много лет у моего зрителя один и тот же средний возраст - 27-30 лет. Мне бабушки-билетёрши в театрах по всей стране говорят: «Почаще к нам приезжайте, мы хоть на молодёжь в театре посмотрим». Вся моя публика прекрасна, это моя гвардия, самая лучшая!
«Делают чёрт знает что!»
- Это шестой моноспектакль за вашу длинную творческую жизнь. Встретить вас в дуэте можно разве что в постановках «По По» и «Планеты». Вы не устали от одиночества?
- Одиночество - это самое комфортное состояние для мужчины. Ты сам отвечаешь за всё. Но мне очень комфортно одному. В кино ты должен внимательно следить за партнёром - ты от него зависишь. Лишь иногда я позволяю себе удовольствие играть спектакль «По По» с замечательным академическим актёром, ректором Школы-студии МХАТ Игорем Золотовицким (он сменил Александра Цекало), и час молчать и слушать.
Я одинок и в жизни. Есть семья, дети, родители, брат. Но мне не с кем поговорить об искусстве. К сожалению, коллеги по цеху - театральные и кинорежиссёры - сегодня дико необразованны, с ними не о чем разговаривать. Люди научены навыкам, но они дурно знают литературу и историю, совсем не понимают задач искусства. Поэтому они делают чёрт знает что!
Когда я был филологом, всегда находились литераторы, историки, философы, с которыми можно обсудить искусство. Жду, пока подрастёт старшая дочь. В прошлом году она поступила на филфак, а в этом году перевелась на специальность «История религий». Она столкнулась с разбором современного театра и кино. Слишком мало материала, чтобы заниматься этим всерьёз. В истории религий со своими трактовками не разбежишься. Дочь говорит: «Хочу изучить историю представлений человека о мире».
У нас уже были серьёзные разговоры об искусстве, нашли общие интересы. Например, в майские праздники она мне беспрерывно пересказывала Ветхий завет. Мне с ней очень интересно.
«Отказался - у меня же дети!»
- Зрители вас успели полюбить как киноактёра. В ближайшее время мы увидим вас на большом экране?
- Я больше не буду заниматься кинопроизводством. Мне присылают отвратительные сценарии. Недавно мне предложили играть педофила. Кстати, фильм снимался в Нижнем (сериал «Метод» с Константином Хабенским в главной роли, продюсер - друг Е. Гришковца Александр Цекало). Я отказался - у меня же дети! И такие роли мне омерзительны.
Обычно режиссёры меня почему-то видят в роли адвокатов - приличных и благородных людей, которых нет в жизни. А я не люблю играть положительные персонажи. Это скучно! Недавно я согласился сыграть… наркодилера в фильме «Разбуди меня» - с актёром Константином Лавроненко в главной роли. Мне очень понравилось сниматься, играть бандита с пистолетом. Я в конце главного героя убиваю.
Но с кинематографом я завязал. Большое кино требует больших денег, а художнику их не дают без дополнительных условий. Самое удивительное, что Андрей Тарковский только перед смертью понял, что только в Советском Союзе он смог снять свои картины так, как хотел. Государство либо частный инвестор выделяет деньги на кино на таких условиях, которые для настоящего художника неприемлемы. Театр - это и удовольствие не такое дорогое, и делать ты здесь можешь что хочешь и сколько хочешь. Сегодня моё сердце несёт со сцены суровый реализм. Сейчас не время метафор, не время поэзии.
В тему
28 и 29 мая Евгений Гришковец представит свой спектакль «Прощание с бумагой» на Венском фестивале (Wiener Festwochen). Также на одном из крупнейших фестивалей Европы постановку «Мёртвые души» покажет Кирилл Серебреников.
- Мне очень хочется узнать, переживает ли европейская публика прощание с бумажными книгами и вообще бумажной составляющей нашей жизни, - поделился писатель. - Я редко езжу в Европу: нет контакта с европейским зрителем - русские эмигранты раскупают билеты. А мне с ними неинтересно, не хочу играть для тех, кто уехал на чужбину, потому что в России ему плохо (не для тех, кто уехал туда работать). Кстати, только в русском языке есть слово «чужбина», «чужая земля». Эмиграция - это абсолютно русская история. Как только они уезжают, для них жизнь останавливается. Они несчастливы, всё время занимаются самооправданием.