aif.ru counter
185

Опера в казацком круге. В Нижнем - мировая премьера оперы «Казаки»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 04/11/2015

Подарком к юбилею для коллектива театра и, конечно, для нижегородских зрителей стала яркая премьера оперы по бессмертному произведению великого Льва Толстого.

Риск - дело благородное

Повесть Льва Толстого «Казаки» обрела музыкальное звучание несколько лет назад. Ширвани Чалаев, композитор, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии России, написал одноимённую оперу, но ставить её не брались ни провинциальные, ни столичные театры России. Кто-то ссылался на «слабость» творческого коллектива, кто-то не видел сценического прочтения произведения. Единственный раз опера прозвучала в концертном исполнении в стенах Государственного музея Льва Толстого в год 180-летия писателя.

Нижегородский театр оперы и балета всегда находится в поиске интересного материала, который украсит его афишу. Эта сцена некогда впервые представила зрителю оперы наших земляков Михаила Касьянова и Аркадия Нестерова.

«Каждый театр рассчитывает свои силы, прежде чем взяться за постановку того или иного произведения, - говорит Анна Ермакова, директор Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина. - Мы поняли: мировая премьера «Казаков» нам по плечу, если композитор Ширвани Чалаев выступит музыкальным руководителем постановки. Конечно, были и страхи, и сомнения. Придётся ли по вкусу нижегородцам новая опера? Но в Год литературы нам хотелось заявить о себе как о коллективе ищущем, ярком, творческом и в то же время говорящем со зрителем на великом языке русских классиков. Кроме того, я уверена: все, кто придёт на «Казаков», соприкоснутся с высоким оперным искусством.

Постановочная группа новой оперы очень яркая. Постановщиком «Казаков» стал Илья МОЖАЙСКИЙ, режиссёр Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В его творческом багаже - многие музыкальные спектакли и оперы. Как признаётся Илья Семёнович, впервые услышав музыку «Казаков», он несколько растерялся. Но вскоре сильная драматургия Льва Толстого и необыкновенная музыка Ширвани Чалаева сами подсказали постановщику нужные сценические ходы.

«Это опера-оратория, написанная своеобразным, очень образным музыкальным языком, - рассказывает Илья Можайский.- Для меня важным было всю его мощь и динамику донести до зрителя. Во многом сделать это помогли артисты Нижегородского театра оперы и балета. Люди работают с большой отдачей. Например, мы привнесли в оперу много хореографических моментов, пластики: танцуют оперные солисты, танцует хор. Все справились с поставленными задачами!»

Голос гор

Сложная музыка и богатая литературная основа оперы требовали необычных сценических решений и от Станислава Фесько, художника-постановщика «Казаков», заслуженного художника России. Он говорит, что меньше всего хотел делать из новой оперы банальную этнографическую постановку с традиционными штампами в виде декораций-гор и казаков в папахах. Национальный колорит в тех же костюмах сохранён, но он задаёт направление повествования, а не решает полностью его стиль. Сложной для необходимого творческого решения оказалась и сама сцена оперного - ей не хватало глубины.

«У художников-постановщиков богатая фантазия, - признаётся Станислав Фесько. - Придумать можно много, но главное - визуальным воплощением не испортить саму музыку. В данном случае мы нашли образ казацкого плясового круга. На протяжении всего действия он в центре сцены. Это своего рода кафедра, лобное место, где высказываются все герои оперы».

Участвовал в постановке и композитор Ширвани Чалаев. Более того, именно его мощным голосом в опере «поют» горы, которые впервые видит главный герой повествования - молодой юнкер Дмитрий Оленин.

«Оперу я написал меньше чем за месяц, - говорит Ширвани Чалаев. - Великий литературный труд Толстого вдохновляет настолько, что музыка возникает сама по себе. Я очень рад, что именно в Нижнем Новгороде состоялась мировая премьера «Казаков». Во все времена это был город с высокой культурой. В театре оперы и балета - прекрасная труппа. К музыкальному материалу оперы с большим вниманием отнёсся главный дирижёр Ренат Жиганшин. Но сейчас, после премьеры, у меня есть какое-то странное чувство печали… Хотя, если опера поставлена, значит музыка будет жить после тебя, композиторский труд не напрасен».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах