Распятый император, символизм предательства и призрачность любви и преданности. Всё это – в новом спектакле по роману Дмитрия Мережковского «Павел I».
Готовы идти на риск
Спектакль получился яркий, интересный, фестивальный. В театре этого и не скрывают – хотели сделать хорошую качественную постановку к Горьковскому фестивалю. И по реакции зрителей на премьере можно сказать - получилось.

Елена Невежина, московский режиссёр-постановщик, из многих предложенных ей пьес авторов Серебряного века и начала XX столетия выбрала Дмитрия Мережковского.
«По первому образованию я историк, закончила МГУ. С истфака увлекаюсь символизмом, который и привёл меня в театр. Рядом оказались смелые люди - в Нижегородском театре драмы готовы идти на риск, на эксперимент», - высказалась режиссёр.
Придать особую политичность истории замысла не было, говорит Е. Невежина. Скорее, здесь речь идёт о человеческом выборе, о его разговоре с Богом, с вечностью.
Выбор приходится делать всем героям. Тяжёлая душевная ноша для Александра – придать ли отца и взойти на престол или оставить всё как есть. Трагичный выбор Павла – отдаться ли в руки заговорщикам, зная о предательстве, или покарать.

«Как сделать выбор – убить отца или оставить в живых? – рассуждает Сергей Блохин, заслуженный артист России, исполнитель роли военного губернатора-главного заговорщика. – Страшный выбор, невозможный – уничтожить родителя или погубить Россию. Для артиста сыграть такую роль – потрясающий шанс».
Открыли новую звезду
Павла I сыграл Евгений Зерин – представитель молодого поколения нижегородской драмы. За 10 лет артист дорос до роли императора. И, честно сказать, справился с ней отлично. Его Павел такой разный – наивный и властный, разумный и помешанный, трогательный и отвратительный, любящий и прелюбодействующий, строгий отец и пылкий возлюбленный. Тираном, конечно, его не назовёшь. Это «бедный, бедный Павел», которого очень жаль.

«Мы с режиссёром Расой Торнау гордимся, что открыли новую звезду – Женю Зерина. Надеюсь, что нижегородцы помогут ему взойти на Олимп. В спектакле задействованы прекрасные актёры – Сергей Блохин, Тамара Кирилова, всеми любимая Мария Мельникова. Отдельно хочу сказать об Иване Бычкове в роли Александра. Он как актёр совершил подвиг. Скажу по секрету, у него после премьеры носом кровь шла от волнения. Вот так артисты отдавались процессу», - призналась Елена Невежина.
Сам восходящая звезда Евгений Зерин признаётся, что работать было легко – репетиции пролетели, как один миг.
«Павел понимает, что произойдёт. И свой трагический выбор – взойти на плаху, погибнуть, чтобы сын стал императором – он делает осознанно», - считает исполнитель главной роли.

Очень символична сцена казни императора – Павел с верёвкой на шее, замершие в ожидании палачи, скрытые за маскарадными масками, и танцующие нимфы, оплакивающие уходящую «павловскую» Россию.
Пространство для жертвы
Не покривлю душой, если выделю декорации, уникальное сценическое решение как отдельного персонажа. Тёмная тень на заднем плане - образ императора Петра на вздыбленном коне. «Медный всадник» застыл над происходящей расправой. Чёрные плащи, безликие, бестелесные фигуры, одетые в тёмных мантии - безмолвные свидетели и вершители событий, необратимые, неотвратимые, как рок. За такую сценическую красоту спасибо Дмитрию Разумову, художнику-постановщику (Москва).
«Павел I» - историческая драма. Нужны были исторические костюмы той эпохи. Для меня работа над этим спектаклем – подарок судьбы. Я люблю эпоху раннего ампира, возвращающего нас к античности. С другой стороны, нужно было учесть символизм Мережковского. Действие спектакля происходит в загадочном Михайловском замке. Мы создали очень мистическое пространство, где произойдёт жертвоприношение. И всё это – в эстетике символизма, декадентства», - рассуждает художник.

Правда, на историческую правду пришлось всё равно потратиться. Одних пуговиц на костюмы потребовалось аж 800 штук. Но они, по мнению художника, сыграли свою роль. Спектакль на ура прошёл на Горьковском фестивале и, надеемся, порадует и нижегородского зрителя в этом театральном сезоне.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть