Видеоарт – картина в действии
19 ноября в киноцентре «Рекорд» московский критик современного искусства Константин Бохоров представил на суд нижегородцев лекцию–показ «Дальше, ближе, дальше».
Чтобы понять, нужно знать
Это рассказ об истории видоеарта. Сегодня, чтобы понять работы современных художников, важно знать, откуда произошел видеоарт и что способствовало его развитию. На встрече с нижегородской публикой Константин Бохоров представил материалы, многие из которых в России показаны не были.
- Очень часто публика скептически относится к работам такого вида искусства, не видя в них смысла, - заметил Бохоров. - Но смысл, конечно же, присутствует, и непонятная на первый взгляд видеокартинка при более глубоком ее понимании преобразуется уже в историю о своем создателе.
Константин Бохоров уверен, что люди просто мало знают, что же такое видеоарт.
- Сейчас в России происходит становление этого жанра, проводятся различные перформансы, инсталляция. Видеоарт уже становится публичным. Однако другая часть публики считает, что это абсолютно неинтересное зрелище и лучше посмотреть фильм, в котором есть сюжет, - пояснил Константин Бохоров.
Поэтому на своей лекции московский критик сразу же определил, что видеоарт - это не фильм и не видеосюжет, который мы так привыкли видеть с экрана. Это картина художника в действии. Как и в живописи, основным средством восприятия работы автора должны стать чувства и эмоции. Каждый из нас по-своему воспринимает искусство живописи. То же, по мнению критика, должно происходить с работами видеоарта.
Технологии и современное искусство
Свое развитие видеоарт получил в 1965 года, тогда американский художник Нам Чжун Пайк приобрел первую портативную камеру и начал снимать действительность вокруг себя. Именно с этого момента художники открыли новое поле деятельности для своей фантазии. И если раньше художник творил у себя в мастерской кистью, то с середины ХХ века кисть заменили на видеокамеру. Конечно, развитие видеоарта было напрямую связано с развитием информационных технологий, наверное, поэтому с каждым годом искусство видеоарта будет постоянно изменяться и расширяться.
На своем показе Константин Бохоров познакомил нижегородцев с видеоработами известных художников ХХ века.
Искусство и художник неотделимы
Первой работой, которую представил московский критик на суд зрителей, стал видеоперфоманс легендарного художника Энди Уорхола «Марио Банана». Художник хотел передать зрителю истории об одном известном трансвестите, который часто посещал мастерскую Энди Уорхола. По мнению живописца, зрители очень редко видят своих любимых героев на экране, поэтому Энди решил запечатлеть любимца публики. На экране зритель смог увидеть беззвучное изображение Марио, который ел банан.
Не менее интересной стала работа и английской художницы Трейси Эммин «Почему я не стала танцовщицей».
Это рассказ о прошлом художницы, в котором она рассказала с откровенностью, как в тринадцать лет она подвергалась насилию со стороны отца, ушла из дома, бросила школу и начала вести и беспорядочный образ жизни. В 15 лет девушка научилась понимать, что в этом мире хорошо, а что плохо. Так она начала танцевать. На одном из танцевальных конкурсов, выйдя на сцену, она увидела в зрительном зале мужчин, с которыми когда-то встречалась. А их оказалось немало. Бывшие поклонники художницы начали выкрикивать в ее адрес унизительные оскорбления, которые она не смогла вытерпеть. В своей работе Эммин исполнила пред камерой этот танец, который она тогда не смогла станцевать, доказав всем, что простила всех.
Писатель и художник Вито Акончи выстроил свою видеоработу как окровененный рассказ о любви. Художник по ту сторону экрана рассказал зрителю, как он понимает слово «любовь».
Работы, представленные на показе, отличались своей индивидуальностью, как рассказал сам Константин Бохоров:
- Работы видеоарта неотделимы от художника. Это как в живописи. Автор рассказывает каждый раз новую, но свою историю, – считает критик.
Действительно, каждый, кто пришел на показ, увидел не просто видео, а рассказ художника в действии.