Примерное время чтения: 8 минут
3377

Художник Барыкин знает, как совместить эротику и советский плакат ВИДЕО

Фото: Из личного архива Валерия Барыкина

  Автор -Валерий Барыкин

 Известный нижегородский художник Валерий Барыкин вполне может претендовать на книгу каких-либо рекордов. Он не только создал свой собственный стиль в изобразительном искусстве – советский пин-ап, но и является, пожалуй, его единственным представителем.

                                                                      
Справка

Пин-ап
– это американское искусство настенного плаката с бытовым сюжетом и обязательно с полуобнажённой привлекательной девушкой. Этот жанр появился в 30-х годах прошлого века, после биржевого кризиса. Впервые картинка в стиле pin-up (англ. – прикалывать) появилась на обложке журнала Life. В 50-х годах девушки с картинок, которые часто прикалывались на стену любителями прекрасного, получили черты голливудских красоток того времени и стали неотъемлемым атрибутом рекламного бизнеса. Сейчас пин-ап стал вновь популярным и переживает второе рождение.

 Светлое и доброе – о себе

Во все времена находились люди, которые не боялись экспериментировать, не оглядываясь на общепризнанные каноны и авторитеты. Порой это оборачивалось пустым фанфаронством и желанием выделиться любым путём. Куда-то канули в Лету ничего не дающие ни уму, ни сердцу «художественные инсталляции» с использованием бытового мусора или других отходов человеческой жизнедеятельности, не стали шедевральными открытиями «творческие» потуги человека-собаки и других одиозных личностей. Думается, потому что человечеству всегда хотелось узнать и открыть о себе и в себе что-то хорошее, светлое, вызывающее добрую улыбку, то, о чём можно было бы вспоминать с теплотой. 

 Нижегородскому художнику Валерию Барыкину в своих творческих экспериментах удалось привлечь к своим работам именно доброе отношение аудитории. Он, пожалуй, единственный художник, который сумел органично соединить, казалось бы, несоединимое - эстетику американского пин-апа и советского плаката. Нужна была определённая доля смелости, чтобы в абсолютно идеалогизированные схематичные сюжеты социалистического плаката привнести игривую сексуальность американской «девушки-мечты» с обложек забугорных журналов. В результате из этого жгучего коктейля родился новый жанр в изобразительном искусстве - советский пин-ап, в котором ныне и трудится Барыкин.
Живые отклики 


- Валерий, можно ли о вас сказать, что вы художник, широко известный в узких кругах?

 
- Пожалуй, да. Сейчас постепенно пришла некоторая известность, в основном через Интернет после того, как у меня сформировалась первая небольшая серия работ в стиле «советский пин-ап». Она произвела впечатление на людей и получила достаточно живые отклики. Поскольку Интернет - это очень гибкая живая система, и мои работы стали копироваться и распространяться, то довольно скоро их увидело достаточно большое количество людей. Теперь многие узнали о том, что существует стиль, который в дальнейшем получил название «советский пин-ап».


- А как к вам пришла идея соединить эти два стиля – советский плакат и американский пин-ап?
Автор - Валерий Барыкин

 

 
- Идея пришла, как это бывает, внезапно, лет восемь назад. Я довольно долго интересовался как искусством соцреализма, так и американским рекламным искусством. Ведь пин-ап – это своего рода тоже рекламная картинка. Известные мастера этого жанра плотно работали с крупными фирмами, например, с Coca-Cola.

 
Однажды я просто сделал коллаж: в какой-то социалистический плакат вставил вырезанную пин-ап девушку известного мастера этого жанра Джила Элвгрена. И плакат сразу заиграл: идейная составляющая ушла, и он приобрёл живое, яркое настроение.

- И как приняли ваши коллажи первые зрители?

 
- Был живой отклик, но были и противники этого жанра, как мне кажется, в основном это люди старшего поколения. Они мотивировали свой протест против моих картинок тем, что такого якобы не могло быть в советское время. Я с этим и не спорю, такого, конечно, не могло быть. Или могло быть только в умах людей. Кого-то смущало, что я привнёс в иллюстрации эротический подтекст. Некоторые говорили, что картинки получаются слишком приторные, не похожие на соцреализм (с чем я тоже не спорю).

Подсознательно для себя я вырабатывал собственный стиль, лёгкий, шутливый, ироничный. Но это, конечно, не говорит о том, что я  плохо отношусь к Советскому Союзу и всему, что с ним связано. Поэтому я не обращал внимания на такие протестные высказывания и не видел смысла спорить.

 Срежиссировать сюжет

 - Расскажите, где вы учились? В ваших работах чувствуется тяга к постановочным театрализованным сюжетам…

- Я закончил Нижегородское театральное училище по классу «театральный художник-бутафор». Но в театре не работал. Сразу после окончания училища пошёл работать в газету. Затем работал в глянцевом журнале дизайнером и немножко в рекламе. А сейчас занимаюсь только советским пин-апом. Рисую как плакаты, так и просто иллюстрации в этом стиле.

Автор - Валерий Барыкин   

Года два назад меня пригласили поучаствовать в фестивале «Белые ночи» в Перми, в проекте «Искусство против географии» под руководством Марата Гельмана. Это проект провинциальных, не столичных художников. Эта выставка прокатилась по всей России, в том числе мы поучаствовали в 4-й Московской бьеннале современного искусства на «Винзаводе». Там стиль «советский пин-ап» стал известен более широкому кругу, и меня начали приглашать в другие города с выставками.

- Не тесны ли для вас рамки этого жанра?

- Я себя причисляю к творческим людям, которые стремятся меняться с течением времени. Ведь советский пин-ап начинался с плакатов в стиле «Уважайте труд уборщиц», а теперь трансформировался: я делаю иллюстрации, которые чем-то напоминают  бытовые зарисовки из американской жизни, которые характерны для художника Норманна Рокуэлла.

Автор - Валерий Барыкин  

- Мне нравится режиссировать ту или иную ситуацию и развивать её. Задаю себе тему, которая мне нравится или которую я где-то подсмотрел, и она получает своё отображение в иллюстрациях  с героями, с режиссурой, с типажами. И таким образом жанр советского пин-апа развивается. Неизвестно, сколько он вообще проживёт: это зависит от моей заинтересованности в нём, ну и, конечно, от интереса публики.

Может быть, всё выльется во что-то новое. Ведь пин-ап – это, прежде всего, 50-е годы, а, например, 60-е – это уже иная эстетика в развитии иллюстративного искусства как на Западе, так и у нас. Мне нравятся, например, афиши к фильмам о Джеймсе Бонде, где он изображён с красивыми женщинами. Ещё мне нравятся типажи в стиле «нуар» - женщины  в стиле 60-х. Может быть, я погружусь в это, вдохновлюсь и продолжу… Вообще любопытно пройтись по десятилетиям ретро, выискивая там интересные сюжеты.

P.S. Работы Валерия Барыкина более полно представлены в видео.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно