Примерное время чтения: 5 минут
800

Рива Левите: «Произведение должно вызвать у режиссера эмоциональную бурю»

Фото: Ирины Мурзаевой и Светланы Митиной

Эту животрепещущую и, вместе с тем, вечную тему обсуждали со студентами заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Премии им. Станиславского, педагог и режиссер Рива Яковлевна Левите, актер Нижегородского ТЮЗа, заслуженный артист РФ Евгений Калабанов, актриса Нижегородского Театра юного зрителя, Лауреат премии Нижегородская Жемчужина Татьяна Миронова, главный художник Нижегородского ТЮЗа Наталья Симакова, зав. кафедрой культурологи НГПУ профессор Вера Алексеевна Фортунатова, декан филологического факультета НГПУ, профессор Галина Савельевна Самойлова, профессор Елена Марковна Дзюба.

Авторское прочтение

На выставке представлены фотоработы молодого Нижегородского фотографа Ирины Гладунко, запечатлевшие яркие моменты различных постановок произведений классической литературы в театрах Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Театральная фотография – это особый вид искусства, позволяющий не только запечатлеть уникальный момент действия, – ведь спектакли всегда неповторимы и изменяются подобно живому организму – но и призванный уловить тот оттенок выражения, ту мельчайшую подробность, которая, быть может, ускользнет от глаза простого зрителя, но, вместе с тем, несет в себе огромный смысл и, по сути, раскрывает созданный артистом образ. В фотоработах Ирины Гладунко представлены как классические, христоматийные постановки, так и совершенно иные, авторские прочтения произведений классической литературы, интересные, порой, именно этим прочтением больше, чем самим классическим сюжетом.

«Покажи!»

Читальный зал фундаментальной библиотеки НГПУ постепенно заполнялся студентами и преподавателями уже начиная с 13 часов, поэтому прибывшая по своему обыкновению строго к назначенному времени Рива Яковлевна Левите была встречена организаторами и полным составом президиума круглого стола. С почтением приветствовали её преподаватели и представители прессы, с живым интересом наблюдали за этим студенты, уже успевшие ознакомиться с выставкой и рассевшиеся по своим местам в предвкушении интересной беседы. Далеко не всем действительно интересующимся театральной жизнью людям удается вот так, напрямую, пообщаться с известным режиссером, актерами, театральным художником – безусловно, фотовыставка, послужившая поводом для начала этой интереснейшей встречи, подарила молодым филологам уникальную возможность.

Сфера профессионального интереса филологов, так же как и интерес простого читателя, безусловно, подразумевает личностную интерпретацию любого прочитанного произведения. О многоплановости произведений литературы, которую принято называть классикой, нам неоднократно твердили в школе, да мы и сами, участвуя в многочисленных обсуждениях на уроках литературы, замечали, что часто одни и те же поступки героев, повороты сюжета и другие детали, вызывают у разных читателей неоднозначную, порой противоположную реакцию.

- Интерпретация литературы у филологов часто отличается от интерпретации классики у режиссеров, - отметила куратор и организатор круглого стола, профессор Елена Дзюба.

- Можно ли найти точки соприкосновения?

- Есть разные методы постановки спектакля. Но обязательно должен быть удар от произведения, с которым ты встретился, - рассказывает Рива Яковлевна. - Если произведение не вызывает у режиссера эмоциональной бури, то и результат будет соответствующий, ведь ведущую роль в постановке произведения на сцене играет именно режиссер, от него всё исходит – и его видение, его интерпретация становится тем «стержнем», на который «нанизываются» уже отдельные актерские работы, работа художника, звук, свет и так далее.

- А может ли актер каким-то образом повлиять на характер постановки? Ведь у большинства зрителей зачастую складывается мнение, что главный в театре – именно актер, как он сыграет – так и будет?

На этот вопрос и Рива Яковлевна, и присутствующие артисты, дают однозначный ответ – в спектакле всё зависит от режиссерского прочтения. Конечно, режиссеры по степени авторитарности различаются, и у каких-то режиссеров артист совершенно не имеет права голоса, а у других наоборот.

-Если артист мне говорит «А можно я попробую сыграть эту сцену по-другому?», конечно, я скажу ему: «Покажи!», - говорит Рива Яковлевна, - Но решающее значение всё-таки всегда имеет мнение режиссера, - подчеркивает она.

И именно поэтому на режиссере лежит огромная ответственность: преподнести произведение так, чтобы не перевернуть его смысл, чтобы основная идея не утонула в каких-то ненужных деталях, - вот его основная задача.

Встреча длилась более двух часов – время, превышающее длительность стандартной университетской «пары», однако ни один из присутствующих студентов не ушел до ее завершения. Уходя, все они горячо благодарили организаторов круглого стола за по-настоящему интересную беседу. Хочется надеяться, что существующих уже более 17 лет проект кафедры Культурологии «Театр образование» будет привлекать всё больше новых участников и будущий преподавательский состав школ, в которых будут учиться наши дети, будет не столько ориентироваться в обязательных «программных» интерпретациях, но и привносить в образовательный процесс что-то менее хрестоматийное, зато более творческое и способное увлечь детей изучением классики через сравнительный анализ различных ее интерпретаций. Выставка в читальном зале НГПУ продлится до 15 апреля, посещение свободное. Далее, как редакции «Аргументов» по секрету рассказала Ирина, вероятнее всего, выставка «переедет» в фойе ТЮЗа, о чем в настоящий момент ведутся переговоры с руководством.

Надежда Васильева

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно