Нижний Новгород, 24 января - АиФ-НН.
О том, каким человеком он был, вспоминает Галина ПОДАРОВА, бывший директор Дома бракосочетания, ныне - общественный деятель.
37 писем от отца с фронта
- Мы с Юрой познакомились в 1965 году. Я была секретарём комсомольской организации завода, мы открывали молодёжное кафе. На праздник собралась творческая элита: писатель Валерий ШАМШУРИН, художник Ким ШИХОВ, композитор Григорий ЗАРИВНЯК, работники телевидения - Александр ЦИРУЛЬНИКОВ и Юрий АДРИАНОВ. С тех пор началась наша дружба. Дома у нас хранятся все книги Юры – с дарственными надписями «Моим дорогим людям», «Подаровы. Спасибо за долгую дружбу». С 1995 года Юра три лета жил в нашем доме в с. Юркино. Называл его «мой дом творчества возле Волги»: там его посещало вдохновение.
Как на поэта, на Юру большое влияние оказала Великая Отечественная война. Он родился в 1939 году, в 1941 отец Андрей Васильевич ушёл на фронт. Домой не вернулся: пропал без вести в осаждённом Севастополе. Самым дорогим, что осталось от отца, были фронтовые письма. Во многих из них речь заходит о сыне. Например: «Бабушка написала, что Юра очень любит гулять на откосе. Я рад, что он понимает Волгу, любит природу»; «Если я не вернусь, воспитай сына, достойного Родины и звания Человека».
Справка |
|
---|---|
Юрий Андреевич Адрианов родился в Горьком в 1939 году. Окончил историко-филологический факультет Горьковского университета им. Лобачевского. С1962 по 1967 годы работал на Горьковском телевидении. В 1965 году стал членом Союза писателей России. Автор книг «Меридианы» (1965), «Северные посвящения» (1967), «Керженец» (1969), «Братина» (1972), «Звенья времени» (1974), «Разлуки в пути» (1975) и др. Лауреат 14 литературных премий. В 2002 году Юрию Адрианову было присвоено звание «Почётный гражданин Нижегородской области». 12 августа 2005 года поэт скончался. Похоронен на Бугровском кладбище. |
Всю жизнь Юрий Адрианов в стихах и прозе вёл диалог с не вернувшимся с войны отцом. Например, о его кончине написал стихи «Последний приказ Севастополя», потом они легли на музыку. С именем Адрианова ассоциируется ещё одна военная мелодия – Марш «Прощание славянки» («Прощайте, светло-русые, голубоглазые славянки…») на музыку Василия Агапкина. Кстати, ей в прошлом году исполнилось 100 лет. Юрины стихи я считаю одним из самых искренних, полных надежды и веры.
Воспоминаний о войне вошли в первый Юрин сборник «Считайте годы по вёснам». Это была тоненькая книжечка, стоила она 7 копеек. Но стихи декламировали на поэтических вечерах, в студенческих аудиториях, они звучали на радио и телевидении.
Песня о ложке
Юра был многосторонне одаренным человеком. Например, он был краеведом: участвовал в экспедициях, прекрасно знал историю. Юра гордился своей причастностью к старинному роду Адриановых. В советские времена генеалогия была непопулярна, однако его это не смущало. В его роду были священники, военные, даже один железнодорожник, проложивший путь через сибирскую тайгу. В честь него до сих пор одна станция зовётся Адриановкой. Юра её посетил.
Он вообще много путешествовал. Ещё в молодости объездил весь Союз по командировкам ЦК ВЛКСМ; бывал и в Европе… Но в стихах всегда воспевал нежно любимую природу родного края. Красоте волжских просторов посвящена масса его стихотворений:
В Макарьеве запели купола.
Как чайки, по воде плывут соборы,
И синева на деревянный город
От Керженца и Волги наплыла.
Немало писал Адрианов и о нижегородских промыслах: казаковской вязи, балахнинских кружевах, городецкой росписи…
От биологии до предсказаний
Тонкое восприятие мира – то, что свойственно творческим людям, и что всегда удивляло меня в Юре. Он видел необычное в обыденных вещах. Например, о горшке с геранью написал: «Ах, герань, герань, герань – всероссийская красотка!», о самоваре - «всероссийский душегрей». Образы рождались у Юры спонтанно, быстро, на глазах.
Есть забавная история о том, как была написана его первая песня «На реке Ветлуге». На телевидении, где работал Адрианов, делали программу про Ветлужский район. Композитор Анатолий БУРДОВ пришёл на студию с готовой мелодией, а редактор забыл текст. Разразился скандал. И тут предложили: мы Юрку запрём в комнате, телефон отключим, через час и песня будет готова.
Так и вышло. Песня «На реке Ветлуге» впоследствии заняла 1-ое место на конкурсе на Всесоюзном радио.
Юра всегда легко «загорался» новыми идеями. Вот была у него мысль написать про декабристов, так он нам все уши прожужжал. В другое время увлекся биологией. Глаза у него горели, говорить на эту тему он мог часами.
Юра был мудрецом, предсказывал будущее. Многие его стихотворения – провидческие. Например, ещё в 90-х годах из-под его пера вышли строки «гибель рек, оскуденья полей, митингующий рёв площадей. Дремлет разум, распахнуты рты, проживаем у края беды».
Услышав новости о поднятии Чебоксарского водохранилища, Юра написал «Попрощаемся, Сельская Маза, уходящее в вечность село…». Описал вышедшие из берегов реки, затопленные деревенские улочки, потерянный образ русской жизни. Прогуливаясь в Юркино однажды, он присел на минутку и написал о том, как Волга превратится в «изумрудную тину». Я до сих пор поражаюсь, как он это видел, на десятки лет вперёд! Но таков уж был наш Юра. И мне хотелось бы, чтобы его помнили, на его примере учились быть преданным родному краю, оставаться патриотом русской земли.