- Потребность в музеях, в собственном прошлом у нас сегодня очень высока, - считает Тамара Ковалёва, председатель правления Нижегородского центра поддержки и развития музеев, почти 40 лет возглавляющая музей истории ННГУ им. Лобачевского. - И музеи должны ей отвечать.
Залог аттестата
- В «лихие» 1990-е многие традиции, существовавшие в СССР, были разрушены. Перестройка, конечно, отразилась и на судьбе российских музеев. Сейчас ситуация изменилась?
- К счастью, да. Что касается школьных музеев, то в плане взаимодействия со школой наметилась положительная тенденция. В первую очередь, потому, что два министерства - культуры и образования и науки - пошли на контакт. Возможно, теперь музей снова станет частью школьного образования.
- Реально эту идею воплотить?
- Школьных музеев и в Нижнем Новгороде, и в области много. Налажена система, где задействованы и музейные работники, и педагоги, и школьники с родителями. За свои исследования школьники-«музейщики» получают настоящие сертификаты. Конечно, в Европе эта практика была всегда. К примеру, в Голландии, если школьник ни разу не посещал музей, не выполнял творческих работ, связанных с ним, он не получает аттестата об образовании.
Это вам не «Дом-2»
- Музейная публика сегодня не та, что 10 или 30 лет назад. Мы избалованы телевидением, Интернетом… Должен ли под эти условия приспосабливаться музей?
- Да, нынешний посетитель - другой. Он более активен, ему нужны быстро сменяющиеся картинки.
С другой стороны, важно понимать, что музеи - не только надёжные хранители памяти. Они развивают гуманитарную составляющую интеллекта. Обращение к подлинной информации в безумный век IT, когда истина может оказаться чьей-то фантазией, очень важно. А музей даёт именно подлинник - фото, документ, вещь.
Конечно, есть музеи, которые превращаются в аттракцион. На мой взгляд, нужно соблюсти чистоту жанра и уже в этих рамках искать новые формы подачи информации, создания впечатлений. Новые технологии должны раскрывать существо предмета, в особенности это касается технических музеев с их «непонятными» приборами. При этом музею важно сохранить уважительное отношение к подлинным предметам, памятникам истории и культуры.
- Этого просто так не объяснишь школьникам, которым и кино 5D уже не в новинку…
- Напротив, у меня есть пример, когда никаких особых технических средств не потребовалось. В Бутурлинском краеведческом музее семиклассникам рассказывали о любви Елизаветы Званцевой, владелицы села Тарталей, и великого русского художника Ильи Репина. В маленькой музейной витринке ребята видели их вещи. Затем им прочитали письма Репина, обращённые к Званцевой; показали сделанные художником зарисовки мест, которые школьники видели своими глазами. Дети замерли, впервые услышав о высоких чувствах, о людях, которые жили на их земле! Это вам не «Дом-2»…
Наследие по прейскуранту
- Вы отдали музейному делу почти 40 лет. Наверное, трудно представить себя в другой профессии?
- Музейщики, если они настоящие музейщики, - в каком-то смысле сумасшедшие люди. Говорят, если пять лет в музее продержался, значит, заболел им навсегда. Подтверждений тому - множество. К примеру, Ирина Сергеевна Корина, директор Краснобаковского музея, собрала огромную коллекцию по истории своего края. У неё масса информации о князьях Шаховских. Есть и их вещи, раздобыть которые стоило немалых трудов. Однажды, чтобы получить какие-то предметы, она одной бабушке, их обладательнице, вскопала весь огород.
- Молодёжи на этом поприще, наверное, нелегко?
- Кадровая проблема, конечно, есть. Идёт смена поколений. Приходит много молодёжи, но не думаю, что она долго продержится: музейщики и библиотекари - самая низко-оплачиваемая категория работников культуры.
- Теперь и музеи, если только они не ведомственные, живут непросто: Нижегородский острог перестал существовать, разрушается музей на Щёлоковском хуторе…
- Сейчас сколько музей заработает по указанному в законе прейскуранту, столько и может потратить. Но даже Эрмитаж, с его огромной популярностью, не способен сам себя содержать. Вот почему так много музеев исчезло, а редкие экспонаты попросту растащили.
Лекарство для имиджа
- Почему о музеях перестали заботиться?
- Это наша общая беда: у нас в обществе не сформировано уважительное отношение к наследию. А рассказывать о проблемах музея нужно. И не только говорить, но и делать, вовлекая других людей. Государство, будем надеяться, поможет нам. Сейчас, вопреки экономической ситуации, музейная сеть активно расширяется. Значит, в обществе есть потребность в музейной форме хранения памяти о своём прошлом. Для банков музеи - имиджевый ход: банк с историей - надёжный банк.
- Есть и хорошие примеры?
- Активно развивается Городецкий музейный комплекс: сделаны немалые вливания из областного бюджета. Объединив усилия и сосредоточив их на одном объекте, люди сумели многого добиться. Большую роль сыграло, конечно, и решение превратить город в туристический центр. Тем более что ресурс этот - Городец с его историей, домами, ремёслами - очень хорош.
- Власти Нижнего говорят о создании музея под открытым небом, хотят вернуть на родину экраноплан «Лунь», созданный горьковчанином Ростиславом Алексеевым.
- Идея очень интересная, но я знаю, насколько она затратна и трудоёмка. Музей - очень дорогая игрушка. Создать музей - значит не просто привезти «Лунь» и поставить, но содержать его, ухаживать за ним, найти заинтересованных, знающих людей, которые бы здесь работали. Да, в Москве стоит наш «Орлёнок». Но это столица, и там на представительские расходы в больших объёмах выделяются и деньги, и люди.
С другой стороны, нашему городу научно-технический музей просто необходим. Потому что у Нижнего огромная научная история и мощный технический и производственный потенциал.