Примерное время чтения: 7 минут
657

Французский художник променял парижский гламур на российскую глубинку

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 03/07/2013
Днём месье Азра гулял по городу, ел шашлыки и парился в бане, вечерам уединялся с мольбертом

Нижний Новгород, 4 июля - АиФ-НН. Морис Азра - о судьбе памятников, «убитых» нижегородских дорогах и загадочной русской душе.

 

Русские люди покорили французского гостя. Фото из архива Ирины Дружаевой

От станка к мольберту

- Морис, у каждого свой путь в искусство. Как вы стали художником?

- Стать профессиональным художником, полностью посвятить себя искусству я хотел с юности. Я меланхолик, как и большинство творческих личностей, но моё возвращение с небес на землю произошло в 20 лет. Окрылённый творчеством, я принёс свои работы в одну парижскую галерею, где мне объяснили: картины выставят, но… денег не заплатят. Пришлось выбирать более прибыльную стезю, чтобы завести семью, детей. В итоге пошёл в металлургическую отрасль и добился немалых высот, работал на руководящих постах. Занимался ремонтом и строительством дорог, был директором по продаже строительной и дорожной техники. А творить начал сравнительно поздно - в 56 лет. Показалось, что время начинает поджимать, захотелось делать то, о чём мечтал всю жизнь. Несколько лет совмещал искусство с бизнесом, а потом решил поставить точку в своей карьере и ушёл на пенсию. Сейчас я занимаюсь любимым делом и при этом не думаю о деньгах. Пенсии мне вполне хватает и на краски, и на поездки по миру.

 

Купола местных церквей - на многих работах художника. Фото из архива Ирины Дружаевой

Пейзаж начинается с куполов

- Вы впервые в России? Любопытно, почему именно Городец вы выбрали для творчества?

- В России я частый гость. В конце 70-х годов, перед самой Олимпиадой, мне довелось поработать в Советском Союзе. Я руководил строительными работами на металлургическом комбинате в Куйбышеве. В 2010 году побывал в Красноярске с выставкой. Провёл свой первый мастер-класс по технике масляной живописи мастихином, в которой я работаю (мастихин - лопатка из тонкой стали. - Авт.). Я был очарован Россией и русскими людьми. Затем приезжал с мастер-классами в Иваново и Палех. Прошлой зимой побывал в Городце и буквально влюбился в это место. И когда хозяйка местной галереи Ирина Дружаева предложила мне выставить у неё свои картины, я сразу согласился. Привезти все свои работы из Франции довольно проблематично. И тогда я решил - привезти из Парижа немного картин и дополнить экспозицию новыми, написанными здесь. Спасибо Ирине и её друзьям, которые очень внимательно отнеслись ко всем моим просьбам и создали идеальные условия для работы. Мне выделили отдельную комнату в доме её подруги Любы, с выходом в огород, где я могу творить прямо под открытым небом. Работаю я в основном ночью, когда всё вокруг замирает. Знаете, ночью здесь просто божественно! Сквозь деревья видны купола церквей. Каждую картину я начинал рисовать именно с них.

Бесподобный вид

- Мы любим Городец за резные старинные домики, за потрясающий вид с набережной. Что поразило вас в городе мастеров?

- Конечно, архитектура! Здесь совершенно бесподобные домики с резьбой, похожие на старинные русские избы, но раскрашенные в яркие цвета. Поразила набережная с её двухэтажными купеческими домами, в каждом из которых организован музей. Люди здесь необыкновенные - открытые, искренние, доброжелательные. Удивительно видеть, как городчане ходят друг к другу в гости семьями. Я в восторге от банного дня у Дружаевых. У них собирается компания друзей до 20 человек. Приходят с детьми самых разных возрастов. Мы всей гурьбой жарили шашлыки, говорили об искусстве, пели песни.

- А языковой барьер вам не мешает? Вы ведь не владеете русским?

- Я немного понимаю русскую речь. Но в основном общаемся на английском, его в России знают многие. Был приятно удивлён, когда на вернисаже в числе нескольких десятков гостей нашёлся человек, в совершенстве владеющий французским, - Фёдор Зотин, профессиональный гид по Городцу. Спасибо ему за перевод!

 

Художника поразила набережная с её двухэтажными купеческими домами. Фото из архива Ирины Дружаевой

Старина дороже денег!

- В продолжение темы архитектуры. В Нижнем Новгороде сейчас строительный бум, и исторических зданий остаётся всё меньше. Многие из наших защитников старины кивают на Европу - дескать, в Старом свете сохраняют памятники. Так ли это?

- Во Франции защитники старины добились принятия закона, по которому запрещено сносить и наносить любой вред историческим зданиям. Разрешена только реконструкция. Те, кто собирается что-либо построить вокруг них, сталкиваются с огромным количеством условий и согласований. Прежде всего новостройки должны гармонично сочетаться со старинными зданиями.

- Признаться, разница колоссальная - у вас строят вокруг, а у нас вместо…

- Причём новое здание никак не может быть выше, чем рядом стоящий старинный дом или церковь, оно должно быть окрашено строго в определённый цвет, крыша должна быть определённой формы и т.д. Кстати, недавно я выступал в качестве защитника одного из памятников архитектуры. Красноярские школьники во время моего визита рассказали о деревянной церкви в деревне Барабаново, которую они пытаются реставрировать своими силами. Я написал статью в уважаемую французскую интернет-газету, где рассказал о судьбе храма и об отношении к нему чиновников. Насколько я знаю, дело сдвинулось с мёртвой точки, и к реставрации подключились власти.

 

Морис Азра на фоне картин, рождённых в Городце. Фото из архива Ирины Дружаевой

У нас не так

- Во время визитов в Россию не обратили ли вы внимание на наши исконные две беды?

- Вы про дураков и дороги? (Смеётся.) Хочу развеять миф, что первые - проблема исключительно русская. Их в каждой стране хватает, меняется лишь их концентрация в обществе. А вот плохие дороги - российская особенность. И Нижегородская область не исключение. Во Франции, прежде чем положить асфальт, учитывают, какой транспорт будет ездить. Для грузового - один состав покрытия, для легкового - другой. Технология накладки покрытия строго соблюдается. У вас, судя по дорогам, с этим большие проблемы. Плотность покрытия оставляет желать лучшего, поэтому асфальт быстро размывается слякотью. Во Франции человек, перед тем как допустится к дорожным работам, должен пройти обучение. У вас, видимо, не так…

- Интересно узнать судьбу картин, созданных в Городце? Как скоро вы увезёте их во Францию?

- Картины можно будет посмотреть в течение июля. Я сделал исключение для Городца - обычно мои выставки проходят максимум неделю. В августе планирую перевезти экспозицию в Нижний Новгород. в выставочный комплекс. Надеюсь, мне удастся познакомиться с нижегородцами.

Редакция благодарит Григория Бушаева, оказавшего помощь в переводе.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно