Примерное время чтения: 6 минут
84

Было ли другое завещание митрополита?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 26/07/2006

На следующей неделе суд Нижегородского района должен приступить к рассмотрению дела, которое в свое время буквально "поставило на уши" нижегородскую общественность. В 2001 году, почти сразу же после кончины митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (в миру Николая Васильевича Кутепова), из его резиденции на улице Пискунова был украден сейф.

Известие породило массу слухов. Судачили и о несметных сокровищах, и о таинственных документах, в которых якобы отображена "теневая" жизнь епархии. Посплетничали и забыли. Тем более что дело то приостанавливали (11 раз!), то вновь давали ход...

Что истинно, что ложно

По данным предварительного следствия, список похищенного оказался более чем скромным: сам сейф (который, кстати, так и не нашли), икона "Усекновение главы Крестителя Иоанна Предтечи", четыре искусственных камня и 22 тысячи долларов. Стоимость всего похищенного оценивается в 659 тысяч 120 рублей.

Однако от людей, которые в свое время входили в окружение митрополита (те, с кем удалось пообщаться, не захотели себя афишировать и просили не называть их имена и фамилии - все они глубоко верующие и не хотят, чтобы их мнение кому-то повредило), довелось услышать и другие версии. Оговоримся сразу: это только предположения.

По мнению одних, у владыки в сейфе хранилась коллекция антикварных монет. Другие говорят о драгоценных церковных сосудах и различных важных документах. Третьи рассказывают, что там была кость мамонта или какого-то другого доисторического животного, которая стоила неимоверных денег. Николай Васильевич якобы хотел ее продать и на эти деньги построить храм на месте снесенной гостиницы "Москва". Но в Нижнем Новгороде на нее покупателя не нашлось, и продажа откладывалась до лучших времен. И, наконец, "настоящее" завещание владыки, согласно которому были распределены средства для различных социальных и церковных проектов. Были ли вообще эти средства, до сих пор неизвестно.

Ключ в двери

В краже таинственного сейфа обвиняется 35-летний бригадир отделочников Константин Лосев. Вкратце его показания выглядят так. Узнав, что владыка умер, он сразу подумал, что в резиденции митрополита есть чем поживиться.

29 июля 2001 года около часа ночи он перелез через забор резиденции и увидел, что одна форточка открыта. Через нее и забрался внутрь, прихватив валявшуюся во дворе "монтажку". В помещении, куда он попал, было несколько дверей. Он попробовал вскрыть одну из них "монтажкой", но ничего не получилось. Зато в замочной скважине другой обнаружил ключ, который подошел к кабинету покойного. Там он забрал со стола икону, а из шкатулки достал несколько камней. Потом увидел два сейфа. Один из них он перенес к окну, выходящему на улицу Пискунова, и вытащил на строительные леса (тогда шел ремонт резиденции). Затем скатил сейф в овраг за резиденцией и подъехал за ним на машине, которую оставлял у кафе "Лыкова дамба".

В одном из сормовских гаражей он распилил сейф, но там ничего не оказалось, и Лосев выбросил его в водоем на трассе Нижний - Балахна.

Загадочное дело

СледователЯм такие показания кажутся более чем странными. Во-первых, человек "идущий на дело", не запасся "фомкой" и отмычками, а "находил" их на месте преступления. Во-вторых, в одиночку практически невозможно вытащить 50-килограммовый сейф, да еще так тихо, чтобы никто из обитателей резиденции (там находились несколько человек, в том числе сестра и племянник покойного) ничего не услышал. В-третьих, напротив окна, через которое был вытащен сейф, находится администрация Нижегородского района, в которой круглосуточно дежурит охрана, и вряд ли кто стал бы так рисковать. Поэтому в деле начали фигурировать "неустановленные следствием лица".

Загадок в деле действительно много. К примеру, еще раз вспомнить о предполагаемых сокровищах заставляют показания некоторых свидетелей. Так, по словам одного из них, к нему обратилась их общая с Лосевым знакомая (она фигурирует в деле в качестве свидетеля) и попросила отдать в какой-нибудь храм икону. Он взял и передал в храм в деревне Мячково Володарского района. Позже выяснилось: это была украденная "Усекновение главы"! После этого та же женщина предложила продать ему драгоценные камни и ... нумизматические золотые монеты! Как человек верующий, он от таких махинаций отказался.

Так что версия, по которой за обвиняемым стоят люди, знавшие о содержании сейфа (а может быть, и об истинном завещании?) вполне имеет право на существование. Кстати, не исключено, что история с завещанием получит продолжение. Проведенная экспертиза подтвердила: подпись на "официальном" завещании митрополита абсолютно не похожа на "автографы", которые ставил Николай Васильевич на документах, поздравительных открытках и других бумагах. Даже в паспорте на имя гражданина Николая Васильевича Кутепова подпись очень сильно отличается от той, что стоит в завещании.

Фото из архива редакции "АиФ-НН"

От редакции "АиФ-НН": конечно, может и не стоит лишний раз беспокоить имя покойного, память о котором многим дорога. И верующим, и атеистам. Николай Васильевич умел в каждом человеке найти что-то хорошее. Кому-то он помог финансово, кому-то дельным советом, а кому-то просто добрым словом. Николай Васильевич до последнего принимал у себя страждущих. И трудно поверить, что кто-то смог в своих корыстных интересах воспользоваться добротой этого человека. Бог им судья. Но помимо суда божественного есть еще и суд земной. Хочется надеяться, что благодаря ему виновники получат по заслугам. Мы будем следить за развитием событий.

КОМПЕТЕНТНО

Пресс-секретарь Нижегородской епархии отец Игорь Пчелинцев:

- Лично я не знакомился с материалами уголовного дела, поэтому не могу объективно комментировать сложившуюся ситуацию. У Нижегородской епархии в данном случае мнение совпадает с библейской точкой зрения - есть заповедь "Не укради", которой всегда стоит придерживаться.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно