Примерное время чтения: 3 минуты
103

Богородских гончаров зажимают китайцы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24 14/06/2006

Сейчас считается, что визитной карточкой Богородского района является кожевенная промышленность. Но во всем ли справедливо данное утверждение? Ведь когда-то наряду с кожевенным было развито и гончарное ремесло. Потомки этих гончаров сегодня пытаются возродить старые традиции и даже открыли чуть ли не единственный музей современной керамики в стране.

Греки не дураки

- Нашему музею три года, - рассказал руководитель Богородской студии гончарного искусства Сергей Зарубин. - Спасибо администрации. Она выделила нам помещение бывшего клуба "Красный кожевенник" и помогла сделать ремонт. Больше таких музеев в России нет. В основном люди коллекционируют древнюю керамику. Хотя таких изделий много и у нас.

- Так вы и археологией параллельно занимаетесь?

- Да ну, куда там! Просто Богородск до начала XX века был одним из центров гончарного производства. Здесь в ту пору работали больше ста мастеров. Нашу продукцию вся страна знала. Возили изделия по Оке от деревни Хабарское, где была пристань. А пока до места на подводах горшки и плошки транспортировали да на баржи грузили, много чего билось. И до сих пор эту древнюю битую посуду найти можно.

Но все же профиль музея - современная керамика. Сейчас здесь находятся до 500 экспонатов. Достаточно беглого осмотра, чтобы понять: многие из них имеют несомненную художественную ценность. Причем значительная часть является работой богородских мастеров. Но есть и иногородние экспонаты. При студии каждый год под эгидой администрации проводится всероссийский конкурс гончаров. Лучшие поделки, как правило, музей выкупает. Платит по четыре-пять тысяч рублей за экземпляр, если он представляет художественную ценность.

Среди экспонатов есть вещи, которые могут показаться довольно необычными. Например, амфоры с острым конусовидным дном, которые на полу никак не поставить. Секрет этой странности нам открыл сам изготовитель, гончар Александр Чернышев, работающий в мастерской при музее.

- Я вообще-то ничего не изобрел, - пояснил он. - Эту форму греки придумали, а они не дураки были. Зачем такое дно? При погрузке на корабли очень удобно такую штуку прямо в песок воткнуть. Надежно стоять будет. Тогда ведь на пристанях асфальта не было.

Наши удар не держат

НО гончарное дело для богородских мастеров - не только штучное изготовление "шедевров", но и производство, которое их кормит. И тут есть свои трудности. Рынок наводнен дешевой продукцией китайского, белорусского, украинского производства. И отечественные мастера пока удар не держат: объемы падают, и работать становится все сложнее. Если пару лет назад богородские гончары в год расходовали до 50 тонн глины, то сегодня - в 10 раз меньше.

- Но все равно, я думаю, приспособимся, - считает Александр Чернышев. - Наша профессия потихоньку начинает возрождаться. Под занавес советского времени знаете сколько гончаров было в Богородске? Два человека. Без выдумки цветочные горшки лепили. А теперь нас уже 25 душ. А значит, несмотря на все трудности, продолжаем жить и развиваться!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно