Предприятия народных художественных промыслов (НХП) в Нижегородской области переживают нелёгкие времена. Говорят, даже в 1990-е было проще, чем сейчас.
Недоступная красота
На главной нижегородской улице Большой Покровке сразу несколько магазинов продают изделия народных промыслов. Цены «кусаются», но и от красоты товара захватывает дух. Самое дешёвое, что можно купить, - это милые деревянные игрушки под раскраску по 50 руб. за штуку. Фарфоровый «котих хвост трубой» (так и написано на этикетке!) обойдётся уже в 800 руб., а вот в отделе «VIP-изделий» ценителей ждёт праздничный набор посуды, расписанный под хохлому. Цена удовольствия - 179 тыс. руб. Продавцы говорят: дорого, потому что ручная работа, - но признают: без торговой наценки не обошлось.
Покупателей в торговых залах популярного магазина промыслов немного. Нижегородка Ольга придирчиво осматривает наборы ножей и вилок павловского производства. Не знает, какой выбрать. Впечатлил и «Губернатор», и «Император» - так красиво называются столовые предметы из нержавеющей стали.
- Подруге подарок выбираю на юбилей, - говорит Ольга. - То ли серёжки золотые купить, то ли вот такой набор. Он вроде особого ухода не требует. Мне вообще такие вещи очень нравятся. Даже и не знала, что такую красоту в области делают. Да, дорого. Китайские вилки-ложки, конечно, дешевле, но их же выкинешь через месяц.
Бизнесмен Михаил выходит из примерочной в белой косоворотке с причудливым ярко-красным узором. Стоит такое чудо, тканное на специальном деревянном станке шахунскими умелицами, 7200 руб. Деловой человек берёт рубаху не задумываясь. Говорит - будет в баню в ней ходить, очень уж к телу приятная. Ну и по дачному участку планирует в новой рубахе прогуливаться, радуя соседей и домочадцев.
А вот пенсионерке Ирине Владимировне даже скромная льняная салфетка не по карману. Она долго рассматривает сделанный вручную замысловатый узор.
- Ну откуда у меня лишние 2 тыс. руб., - вздыхает женщина. - Я очень люблю нижегородские промыслы. Дома и хохлома стоит, и чкаловский лён есть, но это всё старые покупки, ещё времён Советского Союза. Сегодня мне такое народное творчество сильно не по карману.
Молодым не до матрёшек
В Нижегородской области сосредоточено две трети всех народных промыслов России, более 200 неповторимых ремёсел. Работает 25 предприятий. В советские времена было в два раза больше! Сегодня фабрикам НХП приходится в буквальном смысле бороться за жизнь.
Например, испокон веков нижегородцы занимались художественной обработкой металла - в Павлове, Выксе, Ворсме… Сейчас филигрань сохранилась только в селе Казаково Вачского района.
- Это последнее в России предприятие, где создаются крупные вещи: ларцы, шкатулки, вазы, паникадила, оклады для икон, - рассказывает Нина Бытина, член художественно-экспертного совета по НХП. - Во всех остальных местах сейчас полностью отставили промысел или перешли на штамповку: мелкие ювелирные изделия - например, цепочки, колечки, крестики. Изготавливать их дёшево, просто и выгодно. Однако подлинные традиции филиграни живут лишь в крупных предметах: в вазах с камешками, в шкатулках под драгоценности, в резных подстаканниках...
Эти вещи по-прежнему вызывают восторг у ценителей и в России, и за рубежом.
Делать уникальные изделия попросту некому. Молодёжь в промыслах совершенно не заинтересована. Время от времени приходят ребята из художественных училищ, но надолго никто задерживается: работа тяжёлая, кропотливая, а жалованье - слёзы. Средняя зарплата составляет 13,5 тыс. руб. Кто из молодых будет работать за такие деньги?
Налоги тянут на дно
Другая проблема для предприятий НХП - налоги. Размер страховых взносов за работников постоянно растёт. Раньше фабрики НХП пользовались льготами и отчисляли всего 14% фонда оплаты труда, а сегодня - все 27%! И это не предел.
- Я много лет работаю. Могу утверждать: так тяжело, как сейчас, не было никогда, - говорит Николай Коротков, председатель совета директоров фабрики хохломской росписи. - Даже в 1990-е было легче. Раньше на предприятии работало 1,5 тыс. человек, а сейчас - 800. Выпускаем меньше половины прежних объёмов продукции. Всё из-за налогов. Кустари вон процветают, они же ничего не платят государству! А предприятий с многолетней историей скоро просто не будет.
Действительно, сейчас на одном прилавке могут соседствовать изделия фабричные и кустарные. Даже импортные, китайские! Весной на всю страну прогремел скандал: в Перми задержали крупную партию матрёшек, изготовленных в Китае. В одном контейнере оказалось 20 тыс. расписанных под хохлому сувениров. А сколько ещё было таких контейнеров…
«Мы не умеем продавать»
Кустари кустарям рознь. Есть надомники, а есть мастера. Исконные народные промыслы порой спасают в одиночку. Уренский умелец Евгений Морнов пытается своими силами развивать старинную резьбу по дереву, возрождать народные ремёсла в родном крае. Евгений Александрович по образованию металлург, окончил Горьковский политех, работал инженером-исследователем на сормовском заводе. А для души всегда занимался художественной резьбой по дереву. 10 лет назад Евгений Морнов вернулся из Нижнего в Урень с чётким планом - заниматься возрождением народных промыслов. Открыл и возглавил местный Дом ремёсел, собравший под своей крышей мастеров разных направлений. На грант от благотворительного фонда запустил проект «Климовские гончары».
Умелец считает: сегодня народные промыслы возрождать и развивать сложно - молодёжь не идёт в мастера:
- Ученики не идут - выхода не видят. И я их могу понять: молодёжи нужно кушать, одеваться, семью создавать. А какие заработки в народных промыслах?! Мастерам нужен сбыт, а где его взять в районах. Мы же не умеем продавать, - говорит Евгений Морнов.
Произведения наших самобытных мастеров пользуются большой популярностью у московских перекупщиков, которые откровенно наживаются на мастерах - берут по одной цене, а продают совершенно по другой в столице. Порой магазины берут под реализацию, ничего не продадут и обратно «дрова» вместо фигур привозят.
Спасают заказы на подарки. Неповторимые ярмарочные панно, фигурки богатырей, колоритных русских мужичков, тройки скачущих коней давно есть в нижегородских и московских коллекциях. Работы Евгения Морнова покупают в дар высокопоставленным чиновникам.
Регион-спаситель
Николай Смирнов, генеральный директор областного Фонда развития народных художественных промыслов:
- Художественные промыслы в России испытывают серьёзные трудности. Многие налоговые льготы, которые предприятия получали в 1990-е, отменены. Теперь, скажем, фабрика в Семёнове платит ровно такие же налоги, что и какой-нибудь металлургический гигант. При этом система налогообложения не учитывает, что в той же росписи 90% ручного труда, в иных промыслах - и все 100%. Очевидно, что предприятия, выпускающие штучные, уникальные товары, зачастую настоящие произведения искусства, нуждаются в государственной поддержке.
Недавно в Нижнем Новгороде прошло совещание, где участвовали председатели законодательных органов власти 14 регионов Приволжья. По итогам обсуждений подготовлено обращение в Правительство РФ с проблемами и предложениями по развитию народных промыслов. Недавно мы подписали соглашение с администрацией Нижнего Новгорода. Теперь и город, который раньше стоял в стороне, будет принимать активное участие в развитии художественных промыслов.
Кроме этого, в конце октября по инициативе Минпромторга РФ планируется провести совещание на базе семёновской фабрики художественной росписи, где также обсудят возможности поддержки народных промыслов. Мы направляли в Минпромторг свои предложения. Многие из них нашли отражение в стратегии развития народных художественных промыслов России. Теперь дело за реализацией, и тогда будет победа!
Видно, что со стороны государства идёт движение вперед. Правда, темпы очень медленные. А промедление в принятии решений может привести к тому, что многие промыслы уйдут в небытие.
Нижегородская область - единственный регион, где при поддержке правительства и Законодательного собрания удалось сохранить все народные художественные промыслы. Правда, объёмы производства и реализации готовых изделий по сравнению с советским периодом заметно снизились. Ряд предприятий вообще закрылись, например строчевышивальные фабрики в Первомайске и Лыскове. Но эти виды промыслов сохранились на других предприятиях в Городце, Чкаловске, на Бору. Нам этого пока достаточно. Это хороший старт для того, чтобы продолжать движение вперёд.
Красота, но не та
Александр Чернышов, мастер центра развития гончарного искусства в Богородске
Об исконно русских традициях судят по тем изделиям, которые выпускают крупные фабрики. Сегодняшняя фабричная роспись заметно отличается от старинных художеств. К примеру, чтобы получить яркое представление о традиционной хохломской росписи, достаточно один раз зайти в музей художественных промыслов на Большой Покровке. Современная же роспись сведена до простейших элементов, ими легко может овладеть даже тот, у кого нет способностей к рисованию. От сложных элементов, которые всегда присутствовали в хохломской росписи, сейчас просто отказались.
Искусство поставлено на поток, на коммерческие рельсы. Вот, опять же, гжельская роспись. В привычном представлении керамика из гжели - синие узоры на белом фоне. А настоящая, традиционная гжель - это цветная майолика.
В России остались мастера, которые передают традиционную технику из поколения в поколение. Многие из них целенаправленно расстались с крупными фабриками. Ушли в свободное плавание, чтобы работать в традиционной технике.
Государство в политике сохранения художественных промыслов должно делать ставку на небольшие мастерские. А власти всё продолжают «вбухивать» средства в поддержку советских монстров. Получается, как с отечественным автопромом, в который без устали вкачивают деньги, а ездить на наших машинах почему-то не хочется…
Что делают власти?
В Нижегородской области работает комплекс мер поддержки народных художественных промыслов, сообщили в министерстве поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг региона.
Работает профильный областной закон, действует региональная программа «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов».
Предприятиям возмещают из бюджета часть процентов по кредитам. Народным умельцам компенсируют расходы предприятия на электроэнергию и природный газ (70 и 75% соответственно). Также промысловикам возвращают 25% расходов на сырьё и материалы для производства изделий.
Власти устраивают для мастеров различные профильные ярмарки, фестивали. Ведётся научно-исследовательская деятельность по возрождению утраченных технологий.
В Нижегородской области создан реестр предприятий, работающих в сфере НХП. Сейчас на федеральном уровне разрабатывают стратегию развития российских НХП до 2020 года - она должна поднять господдержку на новый уровень. Планируют создать общероссийский центр народных художественных промыслов, куда, мы надеемся, попадут и работы нижегородских мастеров.