Фотограф на бомбардировщике

   
   

В канун святого для Россиян праздника Дня Победы хочется рассказать обо всех ветеранах войны и тыла. Но великий подвиг великой страны, увы, не поместится в газетный номер. Наш сегодняшний герой - кстовчанин Виктор Анатольевич Горнасталёв. Всю войну он провёл в небе и с фотоаппаратом.

Недетское увлечение

Уникальные снимки времён Великой Отечественной хранятся в семейном архиве кстовчанки Ирины Горнасталёвой. А малоизвестные трагические и даже комические подробности военных лет остались в мемуарах покойного дедушки.

Увлечение фотографией у будущего разведчика началось со старого киноаппарата на керосиновой лампе. 12-летний Витя нашёл его в подвале в 1924 году. Аппарат способный мальчишка реконструировал.

- В армию дед ушёл в 1936 году с 3-го курса политехнического института - решил проверить себя, - рассказывает внучка Ирина Горнасталёва. 

В обязанности новоиспечённого солдата входили установка фотоаппаратуры на самолёты, чертёжная работа и проявка фотосъёмки. В 1938 году эту часть переименовали в отдельную разведывательную авиационную эскадрилью.

После окончания срока службы Виктор Анатольевич экстерном сдал курс военно-технического училища и остался служить командиром отделения лабораторной обработки.

Кровью на стекле

Великую Отечественную сержант Горнасталёв встретил под Адлером, где стояла их часть.

   
   

- Немцы тогда разбрасывали бомбы в виде маленьких красивых игрушек, которые взрывались в руках наших солдат, - рассказывает Ирина Горнасталёва. - Мой дед делал снимки этих бомбочек, которые как предупреждение отправляли по всем фронтам.

В мемуарах много рассказывается об особом героизме советских авиаторов.

- Всё, что сделали эти люди для Победы, неоценимо, - отмечает Виктор Анатольевич. - Например, тяжело раненный штурман не мог передать курс лётчику - переговорное устройство было перебито. И тогда он написал данные кровью на стекле. Самолёт приземлился в целости, а штурману дали Героя Советского Союза посмертно.

Неподдающийся мост

- Часто задания шли насмарку из-за некачественной плёнки, - рассказывает Ирина Горнасталёва. - Провести аэрофотосъёмку можно было только при отличной видимости или на низких высотах. Поэтому фотосессию чаще всего вели под прикрытием - сразу с нескольких самолётов в сопровождении бомбардировщиков. Но бывали роковые проколы.

- Эскадрилья получила задание - провести аэрофотосъёмку моста, который был на пути у немцев, - продолжает Ирина. - Задание выполнили, данные передали, наши самолёты бомбят мост, а немецкие танки как шли, так и идут! Пришлось дедушке снова садиться в самолёт, опять снимать, а потом увеличивать снимки. Оказалось, в мосту были огромные прорехи и бомбы просто пролетали в них!

Полковника потеряли?!

В мемуарах разведчика описаны и анекдотичные случаи.

- Нам дали задание доставить полковника, - вспоминает Виктор Анатольевич. - Мы посадили его в 3-местный скоростной бомбардировщик на заднее сиденье. Мы с пилотом во время полёта были заняты каждый своим делом. Каково же было наше удивление, когда при посадке попутчика в самолёте не оказалось.

Две недели мы провели с пилотом в карцере. Нас допрашивали и избивали, но мы не могли толком объяснить, куда делся вверенный нам офицер.

Спас нас сам полковник, который вернулся в часть. Оказалось, он вывалился из самолёта в стог сена, ведь никаких ремней безопасности тогда не было.

Приёмка контрразведкой

В конце 1943 года вышел приказ - на всех самолётах должна была стоять аэрофотоаппаратура, иначе вылет не считался боевым. Виктор Анатольевич практически круглые сутки вместе с подчинёнными крепил приспособления для фотоаппаратуры на самолёты.

Все оборудованные самолёты принимали сотрудники контрразведки. Проявлять снимки приходилось часто под бомбёжками.

Взгляд с неба

В 1944 году, когда война переместилась в Европу, за пределы СССР, нашим войскам пришлось особенно тяжело. Практически не было карт местности, и многое зависело от аэрофотосъёмки или от показаний немецких пленных. Допросы пленных Горнасталёв тоже снимал - для архива.

- Дед поражался, с какой точностью составлены немецкие карты, - рассказывает Ирина.

Виктору Горнасталёву довелось с высоты птичьего полёта зафиксировать Австрию, Венгрию, Чехословакию, Румынию. Его особенно поразила своей красотой Вена.

Написал учебники

Войну Виктор Горнасталёв закончил в звании старшего лейтенанта, а затем получил звание капитана. Награждён двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа».

В составе части был направлен в Одессу. Одно из первых дел, которое он сделал в мирное время, - издал учебники по цветной аэрофотосъёмке.

В начале 50-х годов Виктор Анатольевич переехал в Кстово Нижегородской области - преподавать картографию в школе младших специалистов (сейчас военно-инженерное училище). Но со службы пришлось уйти - начали ужасно болеть ноги, врачи поставили диагноз: полиартрит. Объяснение недугу нашлось: в войну часть Горнасталёва бывала в окружении, приходилось подолгу стоять в болотах и спать на сырой земле.

- Когда ноги полностью отказали, дедушка вообще перестал выходить из дома, - со слезами вспоминает Ирина. - Иногда мы выносили его на руках на улицу. Почти 16 лет он сидел в четырёх стенах. Все эти годы писал воспоминания, слушал любимые романсы, составлял из них песенники. Прежде чем пересесть с кровати на стул, он целый час делал зарядку. На то, чтобы дрожащими непослушными руками написать страницу, уходила неделя. Я любила приходить к нему, делать поделки вместе, слушать его рассказы. Даже перед смертью он позвал меня и сутки рассказывал о своей жизни…

Умер разведчик-фотограф 3 апреля 1986 года. Вечная ему память!

Смотрите также: