Звание Героя он получил в 1997 году «за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники».
Мы очень признательны Александру Григорьевичу за приоткрытую неизвестную страницу истории.
…Фамилия этого аса, сбившего более двух десятков американских реактивных самолётов, не известна большинству соотечественников. Ему, Герою Советского Союза, не установлен памятник в селе, где он родился. Его имени нет на стеле площади Героев в Московском районе нашего города. Между тем Николай Васильевич Сутягин - первый ас «реактивной войны».
«Голос был божественный»
- Каким был Сутягин? Рослый, стройный, круглолицый, веснушчатый, - вспоминал его однополчанин Борис Иванов. - Тогда никто не предполагал, что он будет первым асом «реактивной» войны, реактивных самолётов просто-напросто не было. Но в беседах между собой мы его иначе как ас не называли. Почему, спросите? Мы не воевали, но со дня на день ожидали нападения японцев, а потому боевая подготовка кипела. Сутягину не было равных в технике пилотирования, при боевом применении у него самый высокий результат попадания, по воздушным целям бил без промаха. Любое серьёзное дело в 5-м авиационном начиналось с его имени. Он входил в когорту лётчиков, готовых взяться за самое сложное задание.
Помню, поступили в 1944-м новые самолёты Як-9. Начала создаваться группа для освоения «Яков», первый в списке - Сутягин. Первым он вылетел на дежурство на приграничный аэродром, где устраивались своеобразные засады.
Николай хорошо пел. Голос был божественный. Не дурак был выпить, но не пьянел, сказывалось богатырское здоровье.
В августе 1945 года лётчики полка вели разведку, занимались штурмовкой, вели обстрел отступающих колонн японцев. Встретиться в воздухе с противником Николаю не удалось: превосходство советской авиации было подавляющим. За участие в боевых действиях против японских милитаристов командир звена лейтенант Сутягин был награждён орденом Красной Звезды.
В 1946 году Николай Васильевич прошёл курсы повышения квалификации и получил назначение в 17-й ИАП. Сначала летал на американском истребителе Р-63 «Кингкобра», а затем успешно освоил новейший реактивный истребитель МиГ-15.
«Китайский» доброволец
В марте 1951 года в штаб соединения поступил приказ срочно разобрать самолёты и уложить их по частям в ящики. Через месяц авиационный полк Сутягина отправили по железной дороге в командировку в Китай. Советских лётчиков встретил аэродром Мукден. Предстояли бои с американскими пилотами. В Москве приняли решение - до овладения китайскими и корейскими лётчиками самолётами МиГ-15 задачи по прикрытию важнейших объектов возложить на советских лётчиков.
- Нас переодели в форму китайских добровольцев и, глядя друг на друга, мы невесело посмеивались, - писал позже Николай Сутягин. - Уж очень непривычно выглядели в синих хлопчатобумажных мешковатых френчах, широких мятых брюках, фуражках с жёваным «блином»-козырьком и туфлях вместо привычных сапог и ботинок. Знаков различия никаких.
На наших машинах - опознавательные знаки ВВС КНР. Но это был «секрет полишинеля»: ещё не прибыли первые контейнеры с «МиГами», а командование США уже пообещало своим лётчикам крупную награду за первый сбитый советский самолёт. Над китайскими аэродромами сбрасывались листовки, в которых лётчику-перебежчику гарантировалась премия в 100 тысяч долларов.
Но это было ещё не всё!
Вскоре нам огласили приказ: в бою разговаривать только по-китайски! - продолжал Сутягин. - Всем выдали блокноты с основными командами, обычно отдаваемыми в воздушном бою… Командование разрешило брать эти блокноты с собой в полёт и пользоваться ими для подсказки. Вспоминая это сейчас, не могу удержаться от смеха, но тогда мы должны были выполнять приказ. А это было нелегко… Вскоре наши мучения кончились. После того как один из наших «МиГов» был повреждён в бою, командование отменило этот приказ, и все разговоры пошли на чисто русском языке, порой и с применением недозволенных выражений.
Счёт победам открыт
14 июня 1951 года Николай Сутягин совершил первый боевой вылет, а 19 июня открыл счёт воздушным победам.
В боях Сутягин действовал дерзко: атаковал противника молниеносно, захватывал инициативу, маневрировал на больших скоростях и с большими перегрузками, действовал расчётливо, открывал огонь с коротких дистанций. Наряду с талантом лётчика, умением тонко чувствовать машину он обладал исключительной способностью терпеть запредельные перегрузки, когда «тёк» металл самолёта, подвергался аварийным необратимым деформациям его планер. Такие специфические способности организма раскрылись во многом благодаря регулярным и настойчивым занятиям спортом.
С 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года Николай Сутягин произвёл 149 боевых вылетов, провёл 66 воздушных боёв, сбил 21 самолёт лично и ещё два - в группе. Американские исследователи лучшим «реактивным асом» Корейской войны считают капитана Джеймса Джабара, на счету которого 15 воздушных побед. Но это звание по праву принадлежит советскому лётчику-истребителю Николаю Васильевичу Сутягину! На его личном счету 15 Ф-86 «Сейбр», 2 Ф-80 «Шутинг Стар», 2 Ф-84 «Тандержет» и 2 «Глостер-Метеор». Сам пилот ни разу не был сбит или ранен.
После войны
По возвращению в СССР в 1952 году лётчик поступил в Военно-воздушную академию, которую закончил в 1956 году. Позже учил новое поколение лётчиков в Ейском, затем Качинском авиационных училищах. По окончании в 1964 году Военной академии Генерального штаба генерал-майор Н.В.Сутягин возглавил Харьковское высшее авиационное училище лётчиков. В 1970 году Сутягин был направлен во Вьетнам военным советником, а затем был назначен заместителем командующего 16-й воздушной армии в Группе советских войск в Германии.
Николай Васильевич уволился в запас в 1978 году. Жил в Киеве. Умер 12 октября 1986 года.
Награды Н.В.Сутягина: орден Ленина, орден Отечественной войны 1-й степени, три ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медали.
Cправка «АиФ-НН»
Сутягин Николай Васильевич родился 5 мая 1923 года в селе Смагино Нижегородской губернии. Родители - Василий Алексеевич и Елена Васильевна Сутягины были крестьянами. В семье было пятеро детей. В 1934 г. Николай переехал в Нижний, работал и учился: окончил семилетку, а затем - аэроклуб им. Баранова. В марте 1941 года Николай по комсомольской путёвке был направлен в Черниговскую военную авиашколу пилотов, готовившую лётчиков-истребителей. В октябре 1942 года сержант Сутягин получил назначение в 582-й истребительный авиационный полк (ИАП) 249-й истребительной авиационной дивизии 9-й воздушной армии, базировавшейся на Дальнем Востоке. Через месяц Николай был переведён в 5-й ИАП той же дивизии. Он летал на самолёте И-16. Офицерское звание Николай Васильевич получил в 1943 году - с введением в Советской армии погон.