И мало кто знает, что Нижегородская губерния была полигоном преобразований.
Два пути хозяйства
К началу XX века аграрный вопрос вызвал три русские революции. Программы его решения имели все политические партии. Но везде содержался революционный призыв: у богатых отнять, бедным добавить!
Лишь Пётр Столыпин, возглавлявший тогда правительство страны, предложил разумное решение аграрного вопроса: не передел земли, а повышение культуры хозяйства, переход с экстенсивного (количественного) пути развития к интенсивному (качественному), с устаревшего общинного землевладения на частное, имеющее более высокую эффективность.
Приватизация земли
аграрнаЯ реформа началась с царского указа 9 ноября 1906 года. Нижегородская губерния удостоилась чести быть в числе 33 первопроходцев. Выбирали регионы с преобладанием общинного землепользования и, следовательно, c более низким уровнем жизни крестьян. В Нижегородской губернии в отсталой системе хозяйства числилось 96,7 процента сельского населения.
Крестьянам предложили выходить из сельских общин, забирать свои земельные наделы и заводить на них доходное хозяйство по новейшим технологиям. Это сразу улучшало положение крестьян, потому что избавляло от чересполосицы и общинных переделов земли, от архаичной “трёхполки”, обрекавшей деревню на нищенские урожаи.
Выступая в Государственной думе 26 ноября 1907 года, Пётр Столыпин говорил:
- Пока крестьянин беден, пока он не обладает личной земельной собственностью, пока он находится в тисках общины, он остаётся рабом.
Приватизация крестьянских наделов решила ряд социально-политических проблем страны. Она разгрузила “аграрное перенаселение деревни”, ускорила формирование рабочего класса, а также жизненно важного для страны многочисленного слоя мелких собственников, придающего государству социальную стабильность и политическую устойчивость. Это, пожалуй, самый важный результат столыпинской реформы.
Первый фермер
Пионером столыпинского движения в Нижегородской губернии стал крестьянин деревни Кукомойной Балахнинского уезда М. И. Воинов. Он первым подал сельскому старосте заявление о выделении ему земли из общинного надела в частную собственность: “Желая воспользоваться законом 9 ноября, прошу Вас предложить Кукомойскому обществу выделить мне в полную собственность из общего владения деревни причитающийся мне на четыре души участок земли со всеми угодьями в одном месте”.
Почин оказался удачным. С 1907 года начался поток крестьянских заявлений о выходе из сельских общин. В 1907 году их было 1807, в 1908-м - 17 076, а к 1915-му - 57 104.
Отруба и хутора
Сложной проблемой реформы было крестьянское малоземелье. Пётр Столыпин решал эту задачу двумя путями. Первый - Крестьянский поземельный банк обязали скупать земли дворян, делить их на отрубные и хуторские участки (отруб - крестьянский надел, отделённый (отрубленный) от общего владения общины. Жить отрубник оставался в деревне. А если на отруб он переносил дом с хозяйственным двором, получался хутор), перепродавать крестьянам на льготных условиях. Сам Пётр Аркадьевич вложил в этот земельный фонд своё имение в 639 десятин при селе Анненском Арзамасского уезда. На его земле было организовано несколько десятков отрубов и хуторов.
Второй путь - переселение малоземельных крестьян на свободные земли восточной части страны, от Урала до Дальнего Востока. Нижегородские бедняки, пользуясь государственными льготами, повели интенсивную разведку возможных мест переселения. Только в одном 1907 году из нижегородских деревень отправились 1181 ходок и 12 ходаческих групп. Ходоки ехали в Сибирь на казённый счет. Свой выбор закрепляли официальными документами.
Вагоны для переселенцев
Переселение нижегородских крестьян началось с 1908 года. Для их перевозки были построены специальные вагоны, прозванные в народе столыпинскими. В этом названии не ирония, а признание удобств. Состояли такие вагоны из двух отделений: жилого и хозяйственного. В первом размещалась крестьянская семья с домашней утварью и запасами продовольствия. А во втором - домашний скот, запасы кормов, сельхозинвентарь и семена для засева сибирских полей. Каждый переселенец получал на новом месте трудовую норму земли в 50 десятин и 160 рублей пособия на обзаведение. Кроме того, Крестьянский банк предоставлял им льготные кредиты.
Из Нижегородской губернии к 1915 году в Сибирь перебралось
19 809 крестьянских хозяйств. Сибиряками стали без малого 110 тысяч бывших нижегородских крестьян.
Неиспользованный шанс
Аграрные преобразования Петра Столыпина - выдающаяся попытка поставить решение аграрного вопроса на разумный и перспективный путь. Не зря известный англо-русский историк Теодор Шанин назвал их “революцией сверху”.
Владимир Ленин ещё в 1908 году озабоченно писал: “Если столыпинская политика продержится достаточно долго... то никакой революции быть не может”.
Перспектива завершения столыпинских преобразований перепугала и западных недругов России. Немецкий генеральный штаб, проведя в 1912 - 1913 годах военно-стратегическую разведку русской территории, пришел к выводу: при завершении столыпинских преобразований Россия будет непобедима. И форсировал подготовку к мировой войне.
Начиная свою реформу, Пётр Аркадьевич просил российскую общественность: “Дайте России 20 лет покоя без войн и революций, и вы не узнаете её”. Продержался он всего пять лет, на него было совершено 12 покушений. Последнее стало роковым. Сотворил это злодеяние эсеровский боевик Д. Богров, бывший одновременно и тайным агентом охранки.
Если бы Столыпин успел довести свои планы до конца, то не нужны были бы никакие революции. И стояла бы Россия великой державой.
Смотрите также:
- Родные могилы. Хватит ли мест на нижегородских кладбищах? →
- Крестьяне просят амнистии →
- О крематории и порядке →