Примерное время чтения: 6 минут
1270

Не летят ракеты. Встанет ли на крыло нижегородский флот?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Аргументы и факты - Нижний Новгород 06/09/2017
Детища легендарного Ростислава Алексеева на его родине стали историей. Зато курсируют между Санкт-Петербургом и Петергофом.
Детища легендарного Ростислава Алексеева на его родине стали историей. Зато курсируют между Санкт-Петербургом и Петергофом. / Алексей Юхтанов / АиФ

Как в воду канули

В советские времена скоростные «Ракеты», «Метеоры» и «Восходы» были визитной карточкой Нижнего Новгорода. Они курсировали и до соседних Казани и Ярославля, и до Городца и Мурома.

Но затем детища горьковского инженера Ростислава Алексеева свою популярность потеряли. В 1990-е стране было не до проблем пассажирского речного транспорта. А в нулевых «окрылённые» суда из-за роста цен на дизельное топливо и дороговизны обслуживания проиграли конкуренцию наземному транспорту. И тем не менее на родине Ростислава Алексеева многие по-прежнему верят, что «крылатый» флот вновь станет востребованным.

Космические названия и космические скорости

25 августа исполнилось 60 лет с тех пор как первое в истории советского кораблестроения судно на подводных крыльях, «Ракета-1», совершило путешествие. В конце лета 1957 года детище Ростислава Алексеева прошло по маршруту Горький – Казань. Пассажирское судно показало скорость, в которую отказались верить специалисты: расстояние в 420 км «Ракета» преодолела чуть более чем за 7 часов!

Очень скоро «Ракеты» стали едва ли не самыми популярными судами, которые можно было увидеть на Волге. А спустя годы на водные просторы Советского Союза ворвались и более современные «Метеоры» и «Восходы», на которых за несколько часов можно было домчаться в Казань, Кострому, Ярославль, Рыбинск. Курсировали крылатые суда и на малые расстояния: Горький – Муром, Горький - Городец, Горький – Лысково. При этом билеты на «космические корабли» были не намного дороже, чем на автобус. Суда на подводных крыльях стали будущим, которое оказалось доступным любому советскому человеку.

Но с исчезновением Союза для «Ракет» и «Метеоров» настали нелёгкие времена. Цены на топливо, а значит и на билеты, росли. Денег на обслуживание тоже выделялось всё меньше. Строительство новых судов прекратили. В 1990-е и начале нулевых на волжских причалах ещё можно было увидеть пришвартованные «Ракеты» и «Метеоры», к 2010-м годам крылатый флот с Волги полностью исчез.

Туристам интересно, просто пассажирам - нет

Но в последние годы интерес к окрылённым судам появился снова. Туристические фирмы заинтересовались возможностью устраивать речные прогулки не только на многопалубных судах, но и на скоростных «Метеорах» (вмещают до 120 человек). Особенно востребованным это оказалось в северной столице, где «Метеоры» постоянно курсируют по маршруту Санкт-Петербург – Петергоф.

Но вот на Волге турперевозки на СПК популярностью не пользовались, и пущенный было маршрут Нижний Новгород – Ярославль вскоре пришлось отменить. Увы, пока турфирмы не видят возможности возродить волжский «крылатый» флот.

«Поток туристов, стремящихся попасть из Санкт-Петербурга в Петергоф, очень велик, поэтому поездки на «Метеорах», позволяя добраться до пункта назначения за полчаса, минуя пробки, себя полностью оправдывают, – объясняет коммерческий директор компании, занятой речными перевозками, Андрей Смолин. -В Нижнем Новгороде это будет нерентабельно, потому что до близлежащих городов - Казани, Костромы, Ярославля - намного дешевле добираться автотранспортом или поездом. К тому же, в Нижнем очень популярны двух-трёхдневные прогулки на больших комфортабельных теплоходах, конкуренцию с которыми «Метеоры» не выдержат».

Нерентабельным «крылатые» суда, в первую очередь, делает цена билетов. Так, поездка от Петербурга до Петергофа и обратно обойдется вам в 1200 руб. И если туристы готовы выкладывать такие деньги, то люди, едущие в соседнюю область по делам, - точно нет. А цена литра дизельного топлива в России уже перевалила за 30 руб. При таких раскладах для широких масс водный транспорт доступным в ближайшие десятилетия точно не станет.

Дело государственной важности

И всё же есть надежда, что нижегородский флот встанет на крыло. Производство СПК на российских заводах в последние годы возобновилось. На верфях в Рыбинске снова строят «Кометы» - морские суда, которые до сих пор пользуются большой популярностью за рубежом – в Турции, Греции и некоторых других странах. А весной на воду было спущено экспериментальное речное судно «Валдай». Причём произведён «Валдай» был в Чкаловске. Уникальность этого проекта - в том, что «крылатый» речной трамвайчик вместимостью 45 человек способен курсировать по Волге и заходить в менее глубокие реки.

Фото: АиФ

Боевое крещение «Валдай» должен пройти следующим летом в Санкт-Петербурге во время матчей чемпионата мира-2018. Логично   предположить, что во время мундиаля «Валдай» вполне мог бы оседлать волну и на Волге. Но, по словам ведущего инженера-конструктора ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева Татьяны Алексеевой, правительство Нижегородской области от идеи использования нового судна отказалось.

Дочь легендарного конструктора убеждена, что СПК по-прежнему могут быть востребованы нижегородцами в качестве туристического и повседневного речного транспорта. Но взяться за возрождение крылатых судов должны не туроператоры, а региональные власти.

Крылатые суда против пробок
«Когда мы слышим о нерентабельности флота на подводных крыльях, становится ясно, что туристическим компаниям не хочется вкладывать средства в долгосрочный проект, - говорит Татьяна Алексеева. - Эксплуатация тех же «Валдаев» не окупится через несколько месяцев, поэтому они и не интересны частникам. Но быстроходные пассажирские суда по-прежнему могут быть очень полезны. В те же Чебоксары из Нижнего Новгорода наземным транспортом добираться неудобно, а на «Валдае» эта поездка составила бы несколько часов. А сколько можно простоять в пробке, пытаясь попасть в Павлово, Кстово, Лысково, Воротынец, Городец? Разве использование крылатых судов не разгрузило бы дороги? Будь региональные власти по-настоящему заинтересованы в развитии пассажирского речного транспорта, применение СПК давно можно было найти».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно