Солидная стабильность
- С самого начала сезона «Торпедо» удерживает третью строчку в Западной конференции КХЛ. Можно сказать, что команда играет стабильно?
- Да, у нас весь сезон получается играть ровно, именно этим и можно объяснить пребывание в верхней части турнирной таблицы КХЛ. Понимаю, что мы могли бы набрать и большее количество очков (после 41 матча на счету бело-синих 77 очков – прим. автора), но в целом, результатом, показанным к середине декабря, я доволен. Наша задача – занять в регулярке место не ниже четвертого, чтобы получить преимущество своей площадки в первом раунде плей-офф. И мы пока стабильно движемся к этой цели, показывая солидную игру.
- Турнирная таблица Западной конференции выглядит таким образом, что подняться выше третьего места вряд ли получится?
- Догнать ЦСКА и тем более СКА, ушедшие далеко вперёд, будет очень непросто. По своим возможностям два эти клуба существенно опережают всех своих конкурентов. Честно сказать, я не думаю, что до конца гладкого чемпионата кто-то сможет подвинуть армейцев с лидирующих позиций. «Торпедо» надо сконцентрироваться на том, чтобы сохранить за собой третье место. Это тяжёлая задача. Уже на следующей неделе нам предстоит сыграть с прямыми конкурентами: «Локомотивом» и московским «Динамо», а затем с ещё одним соперником по «Западу», «Витязем». А после Нового года «Торпедо» ждёт длительная выездная серия и встречи с восточными грандами: «Магниткой» и «Салаватом Юлаевым». Предстоящий отрезок чемпионата обещает быть очень непростым. Хорошо, что сейчас есть небольшая пауза, и мы можем поработать над нашими ошибками.
- «Торпедо» многие называют прямолинейной командой. Вы согласны с тем, что вашему коллективу не хватает изобретательности?
- Я согласен с тем, что наша самоотдача не всегда переливается в положительный результат. Даже в проигранных матчах мы, как правило, превосходим соперника по многим показателям, в том числе и по броскам в створ ворот, но не можем извлечь из этого выгоду. К качеству нашего хоккея действительно можно предъявить претензии. Это наша старая проблема, над которой мы постоянно работаем, но пока не можем решить её. Нужны мастера, которые добавили бы вариативности.
- Понятно, что «Торпедо» проводит селекционную работу, исходя из финансовых возможностей клуба, и вы несколько стеснены в своих желаниях. Но можно ли сказать, что на четвёртый год работы в Нижнем Новгороде ваша команда стала походить на то, что вы изначально хотели видеть?
- Чтобы построить большую команду, нужно иметь костяк, на который тренер будет опираться на протяжении нескольких лет. Сейчас у нас появилась группа опытных хоккеистов, которые могут вести «Торпедо» за собой. Появляются и неплохие молодые игроки, которых мы также стараемся вмонтировать в нашу систему. Но строительство команды – процесс непрерывный, требующий постоянных изменений. Пока что мне нравится то направление, в котором все эти годы движется «Торпедо».
«К североамериканскому формату игры в КХЛ не готовы ни игроки, ни судьи»
- Из сезона в сезон «Торпедо» превращается в команду силовиков. Связано ли это с тем, что держать у себя несколько звеньев а-ля Фролов-Сёмин-Даугавиньш клубу просто не по карману, и приходится подыскивать недорогих трудолюбивых, но не звёздных хоккеистов?
- Современный хоккей сам диктует нам правила развития. Успех приходит только к тем командам, кто играет агрессивно без шайбы. Отсюда и большое количество силовых приёмов, жёстких столкновений и т.д. В КХЛ сейчас все играют в тело, даже самые изысканные мастера.
Но я согласен с тем, что между креативными хоккеистами и работягами должен быть баланс и мы пытаемся выстраивать команду так, чтобы каждый занимал своё место.
- Вы противник того, чтобы по североамериканскому примеру переходить на формат овертаймов «3 на 3» (изменение в правилах КХЛ вступило в силу 14 декабря). И вы неоднократно высказывались против того, чтобы проводить матчи Континентальной лиги на канадских коробках. Но если современный хоккей становится динамичнее и агрессивнее, может быть это необходимые меры?
- Прямо сейчас российский хоккей не готов к тому, чтобы играть по североамериканским правилам на маленьких площадках. К этому не готовы ни хоккеисты, которые в отличие от канадцев и американцев не играют на маленьких коробках с самого детства, ни судьи. Посмотрите, сколько в КХЛ сейчас случаев грязных силовых приемов, ударов в спину или голову, которые арбитры пропускают. Представьте, что произойдёт, если уменьшить площадь льда – процент ненужной силовой борьбы вырастет многократно.
В последние годы хоккей на больших площадках и так становится зрелищнее, зачем форсировать события и принимать какие-то революционные изменения?! А если и пробовать новинки, то экспериментировать стоит не с КХЛ, а с молодёжной лигой, чтобы хоккеисты привыкали к новым правилам до того, как перейдут на взрослый уровень.
- Давно хотел спросить у вас, а есть ли в мировом хоккее или в мировом спорте тренер, на кого вы ориентируетесь в своей работе?
- Меня всегда восхищала карьера Скотти Боумена. Он солиден во всем. Он сумел создать команду (речь о «Детройт Ред Уингз», которым Боумен руководил с 1993 по 2002 годы – прим. автора), которая шла к кубке Стэнли настолько уверенно, что ему иногда даже не надо было вмешиваться в происходящее на льду. Я следил за тем, как он ведёт себя на скамейке во время игр, порой он просто наблюдал за командой и получал удовольствие от её игры. Я считаю, что именно это и есть потолок тренерского мастерства – создать такой механизм, который требовал бы минимального вмешательства со стороны наставника.
На самом деле мне бы хотелось быть как можно более незаметным на скамейке «Торпедо» (улыбается).