Воспитанники директора Поволжского центра аэрокосмического образования Изабэлы Порус изобрели, как добыть нефть в Антарктиде, как спасти жизнь на Земле с помощью Лунного ковчега и как победить торнадо…
Проекты учеников Изабэлы Юдимовны побеждают на международных конкурсах, получают одобрение известных учёных и космонавтов и просто поражают своей недетской научностью.
Манила вселенная
- Изабэла Юдимовна, вы выбрали профессию учителя или она вас выбрала?
- Я не могу сказать, что я мечтала стать учителем. Я хотела изучать внеземные цивилизации. Мне очень нравилась астрономия, привлекали рассказы о звёздах, космонавтах. Меня манила Вселенная. Вот я и пошла на кафедру астрономии в пединститут к Владимиру Вячеславовичу Радзиевскому (известному нижегородскому учёному-астроному, профессору – Авт.), чтобы потом устроиться в НИРФИ (Научно-исследовательский радиофизический институт), в котором реализовали программу по поиску внеземных цивилизаций. Радзиевский был человеком неординарным. Он очень любил астрономию и умел интересно организовать работу со студентами, как с партнёрами. Мне повезло, что я училась у такого педагога. Когда я окончила вуз и пришла в НИРФИ с желанием работать, начальник отделения сказал: «У нас работают одни мужчины. Вы девушка яркая, сразу выскочите замуж и уйдёте в декрет»... Через много лет мы встретились на конференции, я уже была директором общественной организации. На похвалы в мой адрес как организатора я ему напомнила, как не взял меня на работу. Он нашёлся: «Вот видите, как всё у вас хорошо сложилось. А могли работать простым инженером». И действительно (улыбается).
Чёрная кошка на МКС
- А как родилась идея привлекать школьников в серьёзные научные проекты, давать им возможность изобретать?
- Однажды мы приехали в РАС НИРФИ «Земёнки» смотреть радиотелескопы. Я говорю: а хорошо бы было школьникам заниматься в лабораториях исследованиями. «Да что вы?! Школьники в настоящей науке – это нереально. Давайте для ребят придумаем какие-нибудь несложные опыты под задачи школьной программы» - ответили мне в НИРФИ. А я настояла именно на научных поектах. Пусть ребёнок при строительстве дома прибьёт только одну доску, но для него этот шаг будет важен как участие в общем деле. При активной поддержке учёных нам удалось организовать для «одаренышей» летнюю школу, где ребята разработали компьютерную программу обработки результатов, полученных от солнечного радиотелескопа (патрульная служба солнца), сделали интересные работы по изучению ионосферы Земли. К нам стали приходить школьники, которые хотели занимать исследовательской работой. Так и появилось государственное учреждение «Поволжский центр аэрокосмического образования», где талантливая молодёжь создаёт научные проекты под руководством учёных. Нас активно поддержали космонавты. Мы со школьниками ездили и в Центр управления полётами (ЦУП), где участвовали в телемостах с космонавтами, находившимися на борту орбитальной станции. Причём они нижегородских детей сразу отметили. Маленькие вундеркинды задавали серьёзные вопросы. Руководство ЦУП помогло нам провести 20-минутный телемост из Нижнего Новгорода с МКС для школьников ПФО. Его было сложно подготовить. Сигнал шёл через ЦУП через «Останкино» в наш телецентр. Космонавты с удовольствием общались с ребятами, показали возможности человека в невесомости – «плавали», переворачивались, ловили ртом летающие водяные шарики. Рой Чао показал талисман, который взял с собой с Земли - маленькую чёрную кошку.
Цветок вырастет. Сам
- Школьников много. Но практически ни один учитель физики не может открыть в ребёнке то, что удаётся открыть вам. Как же увидеть и развить в ученике космический талант?
- Есть очень простое правило, которое я сформулировала в начале работы с одарёнными детьми: если ты хочешь вырастить красивый, необычный цветок, нельзя его тащить вверх, чтобы он вырос быстрее, нельзя тащить в стороны, чтобы расширить, нельзя его покрасить краской, чтобы он стал ярче. Это матушкой-природой нам не дано. Но мы можем его поставить к солнцу, полить чистой водой, подкормить, окружить его любовью… И тогда цветок вырастит. Сам. Это заложено Господом. А тебе лишь нужно помогать ему расцветать. Увидеть, понять, что ты можешь сделать, помочь - главная задача педагога. Мы стараемся создать условия, в котором ребёнок начинает исследовать, творить. Он сам выбирает, чем ему лучше заниматься. Индивидуальная программа - термин избитый, но важный. У нас с каждым ребёнком занимается свой куратор - не педагог из школы, а учёный. Он сам увлечён наукой, и от него загорается ребёнок. Пишет свои маленькие научные проекты, затем поступает в вуз и продолжает работать над выбранной темой. Дети пробуют вкус науки, осознают, что такое научный поиск. Они яркие, с активной жизненной позицией, лидеры. Надеюсь, они пойдут в науку, а не в политику.
- Хорошо, когда на пути талантливого ребёнка встречается хороший педагог, способный выпестовать его. Но порой сами родители ломают этот цветок...
- Родители такого ребёнка обычно чётко знают, кем он должен стать. Я в этом случае говорю: «Кто вам сказал, что вы дитя купили? Господь вам его дал, чтобы вы помогали ему расти. Даже автомобиль не подчиняется вам во всём. Почему вы уверены, что это должен делать ребёнок?». Многие родители прислушиваются, помогают детям в проектах. В работе у них улучшаются отношения. Приходит ребёнок: «Представляете, мой папа нашёл вот эти данные! Он такой талантливый». В тех семьях, где родители стараются понять детей и помочь, где есть дружба, а не жёсткие рамки и меры воздействия, всегда будут хорошие отношения.
- У вас вообще особые отношения в центре - как в семье.
- Да, у меня ребята говорят: «Мы поцаковцы». Даже поступая в институт на разные факультеты, остаются одной командой. Отрадно, что они возвращаются в Центр, став взрослыми. Хорошо, что есть атмосфера дружбы, творчества, демократии наши дети создают её сами. Мы им только помогаем и не ограничиваем. Хочешь в лагере работать ночью, твори, только не мешай другим. Мы и в летних школах придумали особую форму работы - приглашаем ученых в гости и создаём условия для общения. Одна дама - специалист по внеземным цивилизациям не могла собрать детей на лекции. Она ко мне: «Собирайте детей, а то что напишу в отчёте?». Я говорю: «Не надо отчётов. Не надо принудиловки. Расскажите мне». Мы сели в столовой, она повествует, я спрашиваю (нарочито громко), и уже через 20 минут я оставила её в окружении детей. Они уже сами задавали вопросы. Главная задача - заинтересовать.
Лидеров выбирают дети
- Так почему же в обычной школе подчас не могут заинтересовать? Сейчас, сожалению, скандалы в школе стали модными, медийными. Кто же в этом виноват?
- Школа должна дать базу ребёнку. К сожалению, подготовка за последнее время стала хуже. Когда детям нужны знания по физике для работы над проектом, они осваивают огромные куски материала за рекордное время. Я школы разделяю по ауре, атмосфере. Бывают учреждения, где сразу видно, дружный коллектив, директор любит детей. Говорящие подробности: листочки-поздравления у расписания, шоколадка за победу в конкурсе, похвала на линейке. В любом случае это внимание и забота. Директор заботится и о детях, и о коллективе. Конечно, проблемы есть всегда. Но и справляется с ними команда. Я вообще не понимаю вопрос - сколько стоит, особенно по отношению к школе. Я и своим детям объясняю, если мы будем оценивать каждый раз, сколько дадут за работу, мы придём с вами к некрасивым схемам. Вопрос в том, что мы проводим на работе львиную долю своего времени, и труд должен быть в радость, работа должна быть интересной. И я знаю много творческих учителей… Когда я смотрела передачу о ситуации с пожилой учительницей физкультуры, пострадавшей от учеников, я была в шоке. Говорили: плохие дети, плохие родители, плохой директор. Меня убило то, что ни один человек не спросил: что будет с ней дальше? А ведь она хочет работать. Значит, эти дети одержали победу, они выжили её. Они сделают вывод: так нужно поступать дальше.
- У вас был, можно сказать, боевой опыт работы в ПТУ. Но даже таких сложных детей вы смогли настроить на учёбу. Ваши ПТУ-шники и в политех поступали.
- Смогла. Ребята там более открытые и более доброжелательные. Конечно, судьбы сложные. Поначалу я просто рыдала и не хотела работать. Но я не ушла, потому что в училище не было физика, а там выпускная группа. И я нашла фишку - поставила установку: это мои дети, и я их люблю. И они почувствовали это. Мы друг к другу тянулись. Мы всё время что-то выдумывали: ученики вели уроки физики, ставили сценки, делали опыты на всевозможных приборах. Мне было очень интересно. Но признаюсь, поначалу использовала запрещённый приём. Физика им давалась с трудом. Они начинают болтать, списывать. Я предупреждаю: не решаете - мы остаёмся на дополнительное занятие. Кончаются уроки, тебе бы домой, но…слово дал – держи. Детей нельзя обманывать, чем подчас грешат родители, учителя. Иначе тебя дети не будут уважать. И ещё в тебе должны чувствовать защитника. Бывали разные ситуации: в лагере хулиганы рвались на танцплощадку. Ты должен уметь найти выход. Иногда помочь человеку - это просто внимательно выслушать, иногда просто побыть с ним. И в наших школах есть педагоги, которые видят в детях партнёров, а есть учителя, которые думают, что они выше ребёнка… Нельзя хвалиться возрастом. Ты каждый день должен детям доказывать свою состоятельность как специалиста. Учителя-лидера должны выбрать дети.