Скоростные «Ракеты» и «Метеоры». Грозные экранопланы. Нижегородский технический университет и ежегодная всероссийская парусная регата, завершившаяся на прошлой неделе… В Нижнем Новгороде - как когда-то в Горьком - с именем выдающегося учёного, изобретателя, кораблестроителя Ростислава Алексеева связано многое. Его жизнь - в его изобретениях. Незаконченная жизнь…
Татьяна Ростиславовна Алексеева
Ростиславу Евгеньевичу посвящены десятки статей, фильмов, книг. О великом изобретателе «АиФ-НН» рассказывает его дочь и коллега Татьяна Ростиславовна Алексеева.
На работу на «Харлее»
- Как конструктора, создававшего совершенно новые и сложные вещи, я узнала отца только тогда, когда мы стали вместе работать. До этого для меня он был заботливым папой, который в бедное послевоенное время делал для меня игрушечную посуду, играл в «бери да помни» и, даже жутко усталый, никогда не отказывался поговорить… Но только когда разгадаю головоломку, которую он сам же придумывал!
В 1950-е машины были редкостью. Свою «Победу» Ростислав Евгеньевич купил, когда за разработку и создание судов на подводных крыльях получил Сталинскую премию. Как только папина машина появлялась во дворе на ул.Ульянова, сбегалась детвора со всего квартала, и он ребят катал по очереди. Частенько всем двором, в два ряда усевшись в «Победу», мы выезжали на отдых в Зелёный Город.
«Победа» была, пожалуй, первым средством передвижения, которое конструктор не создал своими руками. В родное ЦКБ по СПК он сначала ездил на самодельном велосипеде с двигателем, который однажды… взорвался. Потом - на «Харлее», который ему дали в мотосекции. Затем - на «Фольксвагене», который, по сути, собирал из металлолома.
Откуда была в отце тяга к изобретательству? Он вырос в научно-исследовательской лаборатории. В 1916 году дед, Евгений Кузьмич, имевший блестящее образование, организовал опытную агрономическую станцию в районе города Новозыбково Брянской области. Группа учёных занималась обогащением почв, чтобы вырастить на песке пшеницу. Хлеб тогда был важнее красных, белых и немцев. В научной работе участвовали и дети, среди них - и маленький Ростислав.
Технология скорости
Доверять интуиции его тоже научили родители. Все новые идеи Алексеев обязательно записывал, зарисовывал - в блокнот или в альбом, который постоянно носил с собой.
Отца называли замкнутым человеком. Кто-то обижался, что во время разговора он часто «отключается», думает о своём. Мысль работала постоянно, он не мог иначе! Прежде чем изложить коллегам какую-то новую идею, он мог рассказать её кому угодно, даже уборщице, чтобы проверить, достаточно ли идея ясна.
Не случайно было и увлечение парусным спортом, горными и водными лыжами - в 1930-е все были помешаны на скорости. И эти вещи были неотрывны от его работы. Управляя яхтой, отец размышлял, как сделать её ещё маневреннее, быстрее. Яхтсмены говорили, что он «ходит на яхте головой».
В 1930-е в Горький часто приезжал Валерий Чкалов, имевший собственный катер и любивший потравить байки в окружении яхтсменов. Наверное, от него отец впервые узнал о бреющем полёте, планировании над землёй и водой. Много лет спустя этот эффект, в сочетании с особой конструкцией судна, позволяющий ему отрываться от поверхности воды и устойчиво скользить над ней на небольшой высоте, развивая большую скорость, назвали «эффектом Алексеева», «эффектом экрана». Но гораздо раньше, в мыслях, в эскизах великого изобретателя уже появятся суда-самолёты космической формы, которые назовут экранопланами.
С многоточием
Открытия, сделанные Ростиславом Алексеевым, требовали нового языка, новых методов работы, новых идей. Бывало, коррективы в дизайн, форму судна изобретатель вносил по интуиции. И оказывался прав… В коллективе его Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях случайные люди надолго не задерживались. Не каждый мог «сойти с ума», оставаясь на работе до ночи, вставая до солнца, пропадая на испытаниях, работая чертёжником, конструктором и мальчиком на побегушках одновременно.
- Возможно ли такое сейчас? Конечно, возможно! - считает Татьяна Ростиславовна. - Подумайте, где появится новый Алексеев, как не в среде молодёжи, увлечённой чем-то радикально новым, грандиозным? Тем более что сейчас и сложные вычисления, которые мы производили вручную, и моделирование можно сделать в три счёта на компьютере. Главное - чтобы было решение там, сверху, чтобы отечественное судостроение вновь встало на ноги. Суда на воздушной по-душке, на подводных крыльях, глиссирующие суда, экранопланы займут на мировом рынке свою нишу.
Неутихающий интерес к изобретениям Ростислава Алексеева в России и за рубежом не случаен. Не зря снова и снова на Западе конструируют «крылатые суда», которые, как ни крути, не обладают такой скоростью, мощью, надёжностью и безопасностью, как наши. Говорят, что на следующий день после смерти великого Алексеева многие его документы были разворованы… Но его дело живо. И оно возродится - только у нас, в России, только здесь, в Горьком.
Много ли осталось у великого конструктора нереализованных замыслов? Его дочь отвечает:
- Тьма. Тьма! Если бы он был жив, даже в безвременье, в перестройку он бы продолжил заниматься экранопланами. Он никогда не сдавался! Его последняя разработка - экранопланы нового поколения, способные преодолевать моря и океаны, летать в космос.
Кстати
Историческая регата
В акватории Горьковского водохранилища завершилась традиционная 33-я Всероссийская парусная регата «Кубок Р.Е. Алексеева». В регате участвовали более 50 крейсерских яхт со всей России. Для Алексеевых, потомков создателя экранопланов, яхтинг стал семейным видом спорта. Им до рождения собственных детей занималась дочь Р. Алексеева - Татьяна Ростиславовна. А в регате Кубок Р.Е. Алексеева обычно принимают участие её сыновья, Глеб и Михаил Сулоевы, а также внуки Данила и Яна.
Глеб участвовал и в нынешней регате (взрослой, класс Open – 800), а Яна и Данила – в детской. По словам Т. Алексеевой, число участников год от года растёт. Поэтому в 2012 году регату «поделили» на детскую и взрослую. Кстати, первое взрослое судно Глеба и Михаила называлось «Реал» - в честь их знаменитого деда Ростислава Евгеньевича Алексеева.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.