Примерное время чтения: 3 минуты
254

Нижегородский купец помог Красной армии форсировать Дунай

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 24/08/2011

 Статья «На слиянии Волги и Дуная» («АиФ-НН» № 23, 8-14 июня) об установке в сербском городе Нови Саде памятника нижегородскому купцу и меценату Дмитрию Сироткину вызвала резонанс у наших читателей. Профессор Нижегородского технического университета Алексей Хряпченков сообщил нам о подвиге Дмитрия Васильевича, за который тому не грех памятник поставить: по данным нижегородских историков, купец после эмиграции в Сербию в 1945 году помог Красной армии форсировать Дунай, дал свои суда. Переправа прошла оперативно и незаметно для врага.

 Наша читательница, нижегородка Валентина Владимировна обладает уникальной информацией - её отец Владимир Ионов в войну сумел пообщаться с Сироткиным.

 - Мой отец был офицером, речником, воевал ещё в Гражданскую. На Великую Отечественную отправился добровольцем.   В 1945 году войска перешли в активное наступление. Молдавия, Сербия, Румыния… Нищета и грязь. Вошли в Нови Сад, искали, где напиться. Солдатам посоветовали зайти в ближайшую избу - «там ваши». Большая комната на первом этаже. Сидят два пожилых человека - мужчина и женщина. Спросили, откуда они. Мой отец признался, что из Горького. Разговорились. Сироткину как судовладельцу и моему отцу как человеку, отдавшему флоту жизнь, было о чём поговорить. Отцу показалось, что и не было у Сироткина на тот момент кораблей, - рассказывает женщина.

 К сожалению, многие подробности той беседы утеряны. Да и фотографий Владимира Ионова сохранилось мало. Послереволюционный период жизни Сироткина очень туманный. Известно, что Дмитрий Васильевич в 1924 году организовал регулярное судоходство между Белградом и Нови Садом. По словам Алексея Арсеньева, исследователя русской эмиграции в Югославии, Сироткин на свои средства построил первые в той стране два теплохода, - «Коста» (в честь сына Кости) и «Воля» (в память о первом пароходе отца). Сироткин организовал рейсы своих теплоходов от Белграда до Шабаца и Панчева. А вот дальнейшая судьба флота непонятна. По некоторым данным, Сироткин обанкротился. Кто-то утверждает: во Вторую мировую его суда конфискованы. Кем?.. В любом случае историкам ещё предстоит изучить закат жизни великого нижегородца.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно