Профессор Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) Алексей Хряпченков обнаружил подвиг известного нижегородского купца и мецената Дмитрия Сироткина, за который ему не грех и памятник поставить.
Мы знаем из родной истории: Дмитрий Васильевич был крупным судовладельцем. Корабли не только приносили ему доход, но и были частью его жизни. И вот выяснилось: в Великую Отечественную Сироткин пожертвовал часть своего флота нашей армии для важного манёвра!
Забытый подвиг
Алексей Хряпченков, специалист по судовой энергетике, откликнулся на нашу статью «На слиянии Волги и Дуная» («АиФ-НН» № 23, 8 июня) об установке в Сербии памятника известному нижегородскому купцу Дмитрию Сироткину.
- Вы отметили многие славные дела Сироткина на ниве предпринимательской и благотворительной деятельности и на посту нижегородского градоначальника с 1913 по 1917 годы, - рассказывает Алексей Степанович. - А о поступке, который он совершил уже на закате жизни, в эмиграции, в Великую Отечественную войну, не вспомнили…
Волга - передовая река
… Школой жизни для Сироткина стал отцовский пароход «Воля». Там будущий судовладелец прошёл курс речника - от простого матроса до капитана. Свой первый буксирный пароход Дмитрий Сироткин завёл в 1895 году. В память об отцовском судне тоже назвал его «Волей». Дмитрий Васильевич создал на Волге целую флотилию.
Как пишет нижегородский краевед Юрий Галай, авторитет Сироткина в среде судовладельцев был непоколебим, и не случайно он возглавил пароходное общество «Волга».
- Его судам стала тесной великая русская река, они начали бороздить воды Каспия, сибирских рек, Дуная. Досконально знающий судоходство, Дмитрий Васильевич со своими незаурядными способностями выделялся среди других волжских пароходчиков не только предпринимательской, но и изобретательской жилкой, - отмечает Юрий Галай.
Действительно, по данным Алексея Хряпченкова, у Дмитрия Сироткина были сплошные инновации. К примеру, именно он первым перешёл с парового пароходного топлива на дизельное. По его идее сконструирован новый тип нефтеналивной баржи, самой крупной на Волге.
- Изобретение известного инженера-самоучки Василия Калашникова позволило судам шагнуть «от телеги к машине», - рассказывает профессор. - До этого суда представляли собой широкие короткие «блины», в центре которых находились коленчатые валы, приводившие в движение колёса. Калашников придумал более длинную продолговатую форму и установил цилиндры валов в корме и в носу. Баржи стали длинными и ходкими. Экономичность и КПД таких судов повышались в разы. Благодаря флоту Сироткина и его стремлению к новаторству и другие судовладельцы стремились к модернизации. В результате Волга шагнула вперёд по развитию пароходства…
«Героя» бы дать
Будучи в эмиграции, Дмитрий Васильевич с судоходством не расстался. Его корабли дислоцировались на Дунае, куда предприниматель и перебрался с началом революции. Это только в советской прессе эмигранты были полными маргиналами и буржуями. На самом деле они болели за оставленную родину. Как пишут в книге «Старый Нижний» Юрий Адрианов и Валерий Шамшурин, в 1945 году передовые части Красной армии вышли на берег Дуная. С наступлением темноты наши услышали плеск: к ним приближалась лодка с одиноким гребцом. На берег поднялся бородатый пожилой крепкий человек. Его сразу доставили в штаб. Он рассказал, что эмигрант, последняя его должность в России - градоначальник Нижнего Новгорода, а сейчас в Сербии он занимается судоходством. У него есть буксиры и баржи, и он предлагает этот флот армии для переправы через Дунай. Это был Сироткин.
Советские военачальники, помешкав, согласились. Переправа прошла очень оперативно и незаметно для противника.
- Эта операция способствовала стремительному и успешному наступлению наших войск на Белград, - говорит профессор Хряпченков. - Уже на следующий день военная хроника рассказывала об успехах Красной армии. Офицеры, рядовые и целые подразделения получили награды. Не награждён был только сам Дмитрий Сироткин. Я считаю, что его поступок можно квалифицировать как геройский и патриотический. Уже по одному такому делу ему можно звание Героя давать. А если подсчитать все его славные дела, то можно Сироткину и памятник в Нижнем Новгороде поставить. Своими трудами на благо нижегородцев и России он заслужил право быть увековеченным. Памятник Сироткину на кладбище в Белграде уже открыт…
Мы передали предложения Алексея Хряпченкова в администрацию Нижнего Новгорода.