Это и не ткацкое мастерство, и не мозаика, и не живопись в полной мере - вполне в духе «века миксов номер XXI». Выставку «шерстяных» картин представили нижегородцам в минувшую пятницу.
Оказывается, материал, из которого делаются валенки, может быть предметом искусства.
Тёплое искусство
«Шерстяная акварель. Цветы» - первая персональная выставка молодой нижегородской художницы Екатерины Пискуновой, члена Союза дизайнеров России. 23-летняя выпускница Волжского государственного инженерно-педагогического университета, она в течение нескольких лет совмещала учёбу с работой в детском доме - вела для ребят уроки декоративно-прикладного искусства.
- Задания были простыми, а мне хотелось применить своё художественное образование в полную силу, - говорит художница. - Тогда я и задумалась о «валяных» картинах.
Техника «валяние из шерсти», пожалуй, самая древняя техника изготовления текстиля на Земле: археологи дают первым валяным изделиям 8000 лет.
- До недавнего времени в России «валяные» картины были просто копиями известных работ, чем-то несамостоятельным, бытовым, типа подстилок на стул, прихваток, - объясняет Екатерина. - Конечно, они очень тёплые, практичные. Но картины из шерсти - это уже предмет искусства. Прихватку не положишь под стекло, не оправишь в раму.
Художники со скалкой
Процесс «рисования» «валяной» картины - многоэтапный, а сама картина - многослойная. При её создании используется непряденая нестираная шерсть, горячая вода, мыло, если нужно, цветные нитки, а главное - руки, которыми шерсть мнут, жмут, скручивают, расправляют… На финальном этапе валяния готовую работу прокатывают скалкой, промакивают махровым полотенцем.
- Картины создаются по фотографии, картинке или собственному рисунку. Я делаю наброски акварелью, - рассказывает Екатерина Пискунова. - Продумываю композицию, тени, цвета и подбираю пряжу. Ведь картина, которая потом будет жить в моём интерьере, должна по гамме, стилю в него вписаться.
Крупная «акварель» - ирисы - украшает дом самой художницы. От сочетания по-вангоговски ярких красок и шерстяной текстуры становится весело и как-то тепло.
- Только при помощи шерсти можно достигнуть необычного эффекта свечения, дымки, которого не даёт ни масло, ни акварель, ни другие живописные техники, - рассказывает Екатерина Пискунова. - Нижний слой проступает сквозь все краски, которые будут положены после, в процессе вываливания.
Мозаика для мальчиков
В коллекции Екатерины Пискуновой - около двух десятков работ, выполненных в течение нескольких месяцев. По словам художницы, в идеале, на изготовление одного полотна уходит несколько дней. В реальности это почти неделя: без отрыва от работы «рисовать шерстью» не получается.
- Полтора года назад у меня родился ребёнок, поэтому большую часть времени я, конечно, провожу с ним, - улыбается Екатерина Пискунова. - С другой стороны, когда он немножко подрастёт, я знаю, чем будет с удовольствием заниматься мой малыш.
По словам нижегородской мастерицы, для детей от 4 лет валяные поделки - лучшее занятие.
- Это та же самая мозаика, - считает она. - В процессе валяния развивается тактильное восприятие, мелкая моторика.
В Нижнем Новгороде техника валяния популярна ещё и потому, что здесь масса магазинов с пряжей. Материалы можно купить достаточно дёшево - особенно в сравнении, например, с пластилином.
Кстати
По словам Екатерины Пискуновой, выставка «Шерстяная акварель. Цветы» - символ «пограничья», присущего поздней русской зиме. Это ещё не весна, потому мы не снимаем тёплых шерстяных свитеров. С другой стороны, это уже не зима - ведь солнце вовсю светит. И каждому нижегородцу, уставшему от бесконечного снега и морозов, так хочется увидеть перед собой яркие, хрупкие живые цветы…