Скульптура оленя, подаренная городу, приедет из Венгрии. В Будапеште несколько месяцев над ней работал молодой популярный в Европе скульптор Габор Миклош Жоке. Это 29-летний венгр, специализирующийся на скульптурах животных. Его работы есть в Австрии, Венгрии, Испании, США, Словакии, Швейцарии, Италии. До нынешнего года работал с пластиком и деревом. Олень стал первой металлической работой автора - сразу после него Габор сделал гигантского орла из нержавеющей стали, который недавно установлен перед входом на стадион в Будапеште. С автором нового знакового памятника журналист «АиФ-НН» пообщался в Будапеште.
Не заржавеет!
- Габор, твои работы можно встретить во многих городах Европы. В России нижегородский олень - твой первый проект?
- Так получилось, что в России только две моих скульптуры. Но обе - в Нижегородской области. Первая - единорог в Выксе, а вторая - как раз олень.
Год назад я был приглашён на фестиваль «Арт-овраг» в Выксу, где за две недели мы с командой сделали деревянного единорога: 10 метров в длину и 6 - в высоту. Это был очень важный и вдохновляющий проект между выставкой в Милане и созданием скульптуры собаки породы пули в США.
После фестиваля я получил предложение от миссис Элады Нагорной (почётного консула Венгрии в Нижнем Новгороде) сделать символ города - оленя. Когда эскиз был согласован, я приезжал лично осматривать площадку - мне важно, чтобы мои скульптуры гармонично вписывались в экстерьер.
- Чем отличаются между собой скульптуры единорога и оленя? И что у них общего?
- Роднит их авторский стиль. Но единорог деревянный, и он собирался в Выксе. Олень выполнен из нержавеющей стали в моей мастерской в Венгрии. Кстати, это моя первая работа из такого материала.
- Почему ты стал работать с металлом? Это было пожелание заказчика?
- К сожалению, работы из дерева не так долговечны, как хотелось бы. Срок их службы невелик. А если взять в расчёт то, что такую скульптуру можно легко повредить… Кстати, я слышал, что в Выксе сожгли скульптуру моего американского коллеги Джона Пауэрса, которая находилась в том же парке, что и единорог! Я рад, что моё желаниё работать с металлом совпало с пожеланием заказчика. К тому же металлическая скульптура больше подходит Нижнему Новгороду - индустриальному городу.
Муза - доберман
- Единорог строился непосредственно в Выксе. А олень будет доставлен в Нижний уже готовым?
- Олень рождался в Будапеште, к вам уехал в специальном фургоне. Но не целым. Скульптуру пришлось сделать разборную и тщательно ее запаковывать. Скоро я лично приеду в Нижний Новгород собирать и устанавливать её.
- Это будет твой третий визит в Нижний. Как тебе город?
- Я нахожу его прогрессивным, в культурном плане много интересных событий. Он похож на венгерский город-побратим Дьер своей быстроразвивающейся экономикой. У Дьера, как и у Нижнего Новгорода, есть свой знаменитый балет и отличный симфонический оркестр.
- На твоё становление как художника повлияло творчество русских мастеров?
- В детстве одной из моих любимых книг было издание Третьяковской галереи с пейзажами. Прошлым летом я был в Третьяковке, наслаждался уже оригиналами картин из детства. Впечатлили полотна, изображающие двор и царскую Россию. Касательно скульптуры и архитектуры, мне близок в этом плане советский период с его масштабностью и монументализмом. Мне нравится изучать советские скульптуры, героически изображающие солдат и рабочих (в Будапеште все «советские» скульптуры, в том числе и посвященные Великой Отечественной, были демонтированы сразу после распада СССР и вывезены на специальное «кладбище» советских памятников при единодушном ободрении местных жителей. - Авт.). Советский монументализм сильно влияет на современное поколение художников.
- Ты специализируешься на анималистической скульптуре. Какое твоё любимое животное?
- Его нет. Но моё вдохновение, муза - мой доберман Данте. В его честь я создал империю Данте - империю, где сотворённые мной скульптуры - не просто безликие существа, а одушевлённые мифологизированные создания. Нижегородский олень - тоже часть этой империи; он моё создание, которое дарит чувство свободы.
P.S. Этой созданной художником и его доберманом империи Данте посвящены много скульптур, а также коллекции мебели и одежды. Все эти работы выполнены в готическом - несколько устрашающем - стиле. А наш олень разительно отличается от этих работ - к счастью или сожалению, он довольно прост, лаконичен и скромен.
Кстати
До сих пор неизвестно, почему именно олень стал символом города, ведь они в наших краях вовсе не водятся. Олень - символ благородства, чистоты и величия, жизни, мудрости и справедливости, но как животное связано с регионом, доподлинно неясно. Одни историки считают, что гербом Нижнего Новгорода в XVI-XVII веках был лось, и только в XVIII веке герольдмейстеры переделали его в оленя. В указе 1666 года царя Алексея Михайловича об изготовлении гербового знамени говорится: «Печать Нижегородская, на ней лось ступает». Другие учёные полагают, что уже в XVII веке на гербе был изображён олень, ссылаясь при этом на «Роспись всем государевым печатям 1626 года», составленную после большого московского пожара 1626 года. В ней сказано: «Печать Нижегородска: олень, под оленем земля».