Круглый стол с Владимиром Познером на тему «Журналистика сегодня и завтра» состоялся в пресс-центре газеты «Аргументы и факты - Нижний Новгород».
Мероприятие проводилось в рамках конференции «Говорим по-русски» при поддержке фонда «Русский мир». Организаторами встречи выступили российский центр «Практика» и благотворительный фонд Анатолия Новикова.
Журналистам представилась уникальная возможность задать Владимиру Владимировичу самые важные вопросы. Вместе участники круглого стола пытались разобраться, какое будущее ждёт журналистское сообщество нашей страны, как добиться успеха и не потерять свою независимость.
О преимуществах провинциальной журналистики
- В чём разница между столичной и провинциальной журналистикой? Существенна ли эта разница? И какие преимущества у провинциальной журналистики?
- Она существенна, и, конечно, у вас, и у провинциальной журналистики в целом, есть преимущества. В печати их чуть меньше, чем на телевидении. Региональное телевидение может и должно рассказывать о том, что происходит в регионе. Национальное телевидение этого не делает. Зритель явно интересуется своим краем, своими проблемами, смотрит своё телевидение, понимая, что это о нём, и в гораздо большей степени доверяет этому телевидению, чем общенациональному. Конечно, преимущества общенационального телевидения в больших деньгах, возможности организовывать корпункты за рубежом, делать дорогостоящие программы. Это всё так. Но всё равно это не может пересилить тот факт, что зритель смотрит на знакомого персонажа, живущего в этом же городе и рассказывающего, что здесь происходит.
Не надо копировать столичные газеты и чей-то стиль. Хотя бывает, что мы волей-неволей начинаем подражать им. Например, многие копировали манеру Леонида Парфёнова. Но толку из этого никакого не вышло.
- Чего не хватает журналистам, чтобы «пробить» экран и остаться там?
- То, что я буду говорить, покажется странным и, возможно, вам не понравится. Я считаю, что нельзя научиться быть журналистом. Можно научиться рисовать, но нельзя научиться быть художником. Я считаю, бессмысленно со школьной скамьи поступать на журфак. Человек без позиции и опыта идёт на журфак - для чего? Чтобы научиться писать заголовки? Этому и обезьяну можно научить.
Для чего быть на экране? Смысл в чём? Я являюсь поклонником школы журналистики Колумбийского университета, куда люди приходят после окончания других учебных заведений, и им в течение двух лет доказывают, что они не способны быть журналистами. И это жестоко, и некоторые «ломаются» и уходят. В конце концов вырабатывается журналистский стержень.
Я к журфакам никакого отношения не имею. Кстати, наиболее известные наши телевизионные журналисты по образованию историки, математики и биологи.
Есть такой талант - умение пробить экран. Это как музыкальный слух - либо есть, либо нет. Надо строго к себе подходить и смотреть записи. Нет рецепта. И если у вас этого нет, то вас ждёт разочарование. Быть на экране - сволочная профессия. На экране можно быть только первым номером, никаких вторых.
- Понимание журналистики меняется: в 90-е годы были нужны одни, сейчас другие. Сейчас требуются не расследования, а успокаивание, пропаганда. Какова связь между профессией «журналист» и состоянием общества?
- В зависимости от того, что происходит в стране, журналист оказывается в разных ситуациях. И каждый для себя решает: может он работать в этих условиях, соответствовать правилам игры или нет. И в СССР были люди, которые хорошо писали, но работали в узком коридоре, в рамках. Искусство репортажа заключается в том, чтобы показать все стороны события. А у нас часто говорят: нет, эту сторону нельзя показывать, это убрать. В итоге - необъективность.
Сейчас тяжёлое время для журналистики. В общем и целом сейчас трудно быть журналистом. Но можно не быть пропагандистом. В каждом городе существует несколько СМИ, и если совсем становится невмоготу, то можно сменить издание или канал. Можно и уйти из профессии, если просто уже противно.
Каждое утро мы чистим зубы, смотрим в зеркало, и не дай Бог, чтобы нам захотелось плюнуть в него. Надо спрашивать себя: я журналист или кто? Это определяете вы сами.
Вы должны постоянно почемукать
- У Вас есть свои профессиональные критерии, по которым вы можете определить, профессионал перед вами или нет?
- Журналист должен быть любознательным и ответственным, интересоваться, должен стремиться к объективности. Постоянно спрашивать почему.
- Готово ли наше общество воспринимать оппозиционную журналистику?
- Есть одна история. В советском журнале «Искусство кино» напечатали две рецензии на один и тот же фильм. И в редакцию посыпались письма с вопросом «Так всё же - фильм плохой или хороший?».
Не привыкли, чтоб были разные мнения в печати. Это советское наследие ещё очень живо в наше время.
Отвечать за свой выбор
- В Нижнем Новгороде не так давно прошли дебаты: выбирать мэра всенародно или поручить это депутатам. Как вы относитесь к такой ситуации?
- В ельцинские времена губернаторов выбирал народ. Но потом пришёл мой тёзка и построил вертикаль: губернаторов стали назначать. У меня были в программе три губернатора. И они считают, что, когда их назначает президент, власти у них больше, нежели бы их выбрал народ. Губернаторы рады, что им придётся отвечать только перед президентом, и народ рад, что ему не придётся отвечать за свой выбор.
В вашем случае хотелось бы верить, что народ скажет, что ему хочется выбирать своего мэра. Но думаю, члены городской Думы хотели бы, чтоб было иначе. Надеюсь, их точка зрения не восторжествует.
- Каким русским и зарубежным СМИ вы доверяете?
- Не доверяю никаким и нигде. Вообще, мне ближе журналисты, которые всегда против. Возьмём «The New-York Times» или «Эхо Москвы» - там идёт постоянная агитация. А мне хочется, чтобы они рассказывали, как оно есть. И я бы уже сам решал, что мне думать по тому или иному поводу.
- Как найти своего зрителя? Как вы осуществляете «обратную связь»?
- Смотрю, как ко мне относятся люди, благодарят ли меня за то, что делаю.
Я делаю эту работу, потому что считаю, что это полезно и заставляет людей думать. И если у меня это получается, то у меня есть зритель.