Примерное время чтения: 6 минут
1230

Герой нашего времени. Глеб Дунин - об отношении к Родине и ее защитниках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 21/02/2018
Не все воспитанники Глеба Дунина стали офицерами, но многие стали достойными людьми.
Не все воспитанники Глеба Дунина стали офицерами, но многие стали достойными людьми. / Федор Куракин / АиФ

Кавалер ордена Мужества, заместитель директора Нижегородского городского музея техники и оборонной промышленности Глеб Дунин размышляет, чем может гордиться армия в наши дни, как истребить в молодёжи потребительское отношение к Родине и почему любой строй состоит из личностей.

Солдату не до интриг

Злата Медушевская, NN.AIF.RU: - Глеб Леонидович, у вас за плечами чеченская кампания, миротворческие миссии.  Как начиналась ваша служба?

Глеб Дунин. Фото: АиФ/ Федор Куракин

Глеб Дунин: - Меня призвали в армию в 1993 году, когда свой долг Отечеству не все стремились отдать, но для меня это был вопрос принципа - я служить хотел. Наверное, это вложили в меня отец, дед - ветеран Великой Отечественной войны. В армии я чувствовал себя как рыба в воде. Командование хвалило. Когда началась вторая чеченская война, решил, что не могу оставаться в стороне, и пошёл служить по контракту. Не скрою, был во мне некий мальчишеский романтизм. Вспоминалась фраза из книг любимого в детстве писателя Эрнеста Хемингуэя о том, что каждый мужчина должен побывать на войне. Но сейчас я точно могу сказать: никакой романтики в войне нет. Это всегда ужас, смерть, голод. Вся романтика войны уходит из головы вместе с первым погибшим товарищем. Но я не жалею, что прошёл свой  путь. Он помог мне лучше понять, кто я.

- Когда родители отправляют сына в армию, чтобы повзрослел, они правы?

- Любой армейский строй состоит из личностей. Армия  не только помогает человеку взрослеть как личности, но и «ломает» людей. Некоторым служить действительно не стоит. У человека должен быть мужской стержень и незыблемые ценности: не предавать друзей, защищать собственное достоинство. Эти простые ценности даются тяжело.

Приведу пример. Мой дед в годы Великой Отечественной войны побывал в плену. Однажды немецкий офицер вывалил на землю перед измученными голодом пленными гнилую картошку. Дед есть не стал, отошёл в сторону. К нему подошёл немец и спросил: «Почему ты не ешь, русская свинья?» Дед ответил: «Потому что я не свинья!» Офицер подумал и выдал ему в руки каску нормальной картошки. На следующий день дед из немецкого плена сбежал вместе с двумя товарищами.

- Почему люди, казалось бы, сильные на войне, потом не находят себя в обычной жизни?

- На войне всё просто: впереди враг - позади друг. Ты там нужен. Люди возвращаются домой, и им элементарно не с кем поговорить о пережитом. Между тем рассказывать о некоторых моментах своего боевого опыта обязательно надо. Например, подрастающему поколению. Мы в Нижегородском городском музее техники и оборонной промышленности в парке Победы ведём уроки мужества. Ветераны разных войн общаются с молодёжью.

...Обидно слышать, когда говорят, что война в Чечне была войной за чужие материальные интересы. На войне солдаты не думают об интригах. Там погибают за Родину.

Учит наставник

- Сегодня в России многие женщины воспитывают сыновей без участия отцов. Возможно ли вырастить настоящего мужчину, защитника Отечества в семье, где мужчины просто нет?

- Это большая проблема современного общества. Катастрофически не хватает настоящих мужчин. Но знаете, издревле на Руси был отец и был наставник - человек, который учил мальчика боевому искусству или ремеслу.

Сегодня прекрасный пример такой наставнической работы - кадетские корпуса. Другое дело, что мало учителей с большой буквы. Учитель - это прежде всего призвание. Надо любить свою профессию и детей! Ребята идут только за такими людьми. А сейчас педагоги, вместо того чтобы заниматься с ребятами, должны бесконечные отчёты писать. Имитируют бурную деятельность на бумаге вместо реальной работы, на которую времени просто не остаётся.

- Возможно, не все готовы воспринимать профессию педагога  как дело жизни…

- Я тоже корю себя за педагогические ошибки. Никто от них не застрахован. За десять лет работы в Нижегородской кадетской школе-интернате заместителем директора по воспитательной работе через мои руки прошло около 600 мальчишек, и не все стали офицерами. Не скрою, кто-то пошёл и по кривой дорожке... С одной стороны, они были со мной рядом всего несколько лет. Дальше ушли в другую жизнь. Но каждый, кто сбился с пути, - моя боль. Значит, где-то недодал, не объяснил…

С другой стороны, есть среди моих воспитанников и орденоносцы, настоящие офицеры, просто очень достойные ребята. Жаль, что профессию педагога так приземлили.

Невидимая война

- Сегодня часто говорят, что если придёт война, некому будет встать на защиту Родины. Это так?

- За Родину встанут. Среди современной молодёжи много хороших ребят. Другое дело, что понятие Родины в молодых умах сильно размыто. Потребительское отношение к Отечеству в моде. Распространены настроения: «Гитлер нас бы победил - мы бы пиво баварское пили». Посмотрите один раз фильм «Обыкновенный фашизм»! Всё станет ясно.

Потом, нельзя обесценивать ордена. Не стоит давать боевые награды спортсменам и артистам. Ордена добывают на полях сражений. Подмена понятий - опасная вещь. Она, например, ведёт к процветанию криминальной романтики, когда неприкаянных ребят взрослые воры объединяют в подростковые банды... На этом фоне патриотических клубов в России ничтожно мало. Идёт невидимая война за умы наших детей. Из мальчишек ведь можно сделать банду, а можно - героев. Про это нельзя забывать.

Досье. Глеб Дунин
Заместитель директора Нижегородского городского музея техники и оборонной промышленности. Родился в 1974 году в г. Горьком. Окончил Нижегородский строительный техникум и Великолукскую академию физкультуры и спорта. Прошёл чеченскую кампанию. Участвовал в миротворческих миссиях на территории иностранных государств. Кавалер ордена Мужества Российской Федерации (вручается за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно