Родители детей с нарушениями слуха бьют тревогу: по их данным, единственный специальный детский сад-интернат в городе хотят закрыть. Готовы ли такие малыши посещать группы для обычных детей?
Учиться, как все?
Детский сад-интернат № 465 в Приокском районе открыт в 1963 году для воспитания и обучения детей с нарушенным слухом. Сейчас в образовательном учреждении 98 воспитанников. С малышами занимаются сурдопедагог, логопед, дефектолог и психолог. Есть консультационный кабинет для родителей.
Как утверждает председатель регионального отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ) Мария Дмитриева, в начале осени к ней обратились родители воспитанников детсада № 465. По её словам, люди узнали: садик больше не интернат, круглосуточный режим отменили. А ведь многие возят детей на занятия из Сормовского и Автозаводского районов города – больше-то некуда…
«Когда я стала изучать устав учреждения, выяснилось: статус коррекционного (компенсирующего) изменён на статус обычного детского сада ещё в 2015 году! – рассказала Мария Дмитриева. – Зачем? Чтобы постепенно ликвидировать группы глухих детей? Уже сейчас роно Приокского района выдаёт туда путёвки слышащим детям из нового жилого комплекса поблизости».
Родители написали во все инстанции – от отдела образования районной администрации до городской прокуратуры. Многие боятся: им предложат водить детей в дошкольные учреждения по месту жительства.
«На практике глухие дети не всегда могут учиться наравне со слышащими, – уверена Мария Дмитриева. – Часто бывает так: они сидят в группе где-то в уголочке и заняты своими делами, но при этом не развиваются должным образом. А сурдопедагогов и дефектологов в обычных детсадах нет и не будет».
Нужны кадры
Как сообщили «АиФ-НН» в пресс-службе мэрии, городской департамент образования сейчас проводит проверку в муниципальном детском саду №465. Комментарий о ситуации может быть предоставлен позже.
Если предположить, что воспитанникам детсада придётся заниматься вместе с обычными малышами, как к этому относиться?
«Стоит бояться инклюзии как универсального средства. В каждом случае она определяется мерой благоразумия и целесообразности, – говорит художественный руководитель, режиссёр театра «Пиано» Владимир Чикишев, педагог высшей категории, лауреат Госпремии Президента РФ 2017 года. – Если мы говорим о маленьких детях, то наполняемость группы слышащими и глухими детьми должна определяться исходя из критериев развития глухих детей. Это не должно быть в ущерб качеству речи, коммуникации ребёнка с особенностями. Например, когда глухой малыш, который не слышит своего голоса, начинает громко говорить или кричать, слышащие дети могут испугаться. Тогда ему говорят: «Тихо!» Если это повторяют много раз, ребёнок замыкается в себе. А контакт важно налаживать».
По словам Владимира Чикишева, успешно работающего с глухими и слабослышащими детьми почти 30 лет, конечно, нужно, чтобы в каждом детском саду были специалисты, которые могут работать с такими детьми. Но необходимы кадровые ресурсы. В таком объёме в Нижнем их нет.
«В этом смысле единственный детский сад на весь Нижний Новгород закрывать нельзя. Уверен, что эту ситуацию надо решать в диалоге и конструктивно. Мне кажется, вопрос всё же будет решён положительно», – говорит Владимир Чикишев.