Вместо судорожной гонки к восьми утра – индивидуальная работа с педагогом в твоём ритме. И никаких одноклассников, которые тянут курить под лестницу…
Таковы нюансы домашнего обучения. Оно всё популярнее у родителей школьников. Но и противников его тоже немало. Они возражают: дети не тепличные растения, чтобы прятать их от малейшего ветерка реальной жизни. Чего в домашнем обучении больше – плюсов или минусов, разбирался nn.aif.ru.
К маме в первый класс
Семья Артюховых из Дзержинска Нижегородской области задолго до 1 сентября решила, что их сын Егор в первый класс не пойдёт, его обучением займётся мама. Почему? Претензий к качеству образования в школе у дома не было, но семье хотелось индивидуального подхода к ребёнку.
«Жена освоила альтернативную систему преподавания, основанную на уважении к детству, – говорит папа Андрей. – Главная цель — не заучивать предметы, а развивать природные способности ребёнка. Мы хотим дать сыну веру в собственные силы, она понадобится во взрослой жизни».
Хватало ли ребёнку при домашнем обучении общения со сверстниками? По словам Андрея Артюхова, вполне: семья охотно принимает гостей с детьми и ездит к друзьям сама. К тому же Егор ходит в спортивную секцию и кружок лепки, часто играет со сверстниками во дворе.
Чем ещё маме-папе не нравилась обычная школа? «Да, на уроках там царит дисциплина, но под какую лестницу и чем пошли заниматься дети в перемену, будем честны, школе наплевать», – рассуждает Андрей.
Однако во второй класс Егор всё же пошёл в школу – частную, она основана как раз на той самой альтернативной системе образования. Финансово семье это вполне по силам. Учиться в этой школе мальчик сможет до восьмого класса.
Не хватает перемен
Никита К. из Владимира до восьмого класса учился вместе со всеми. Учителя на него не жаловались, с одноклассниками тоже находил общий язык.
Проблемы начались, когда мальчика определили в математический класс вместо гуманитарного, который был переполнен. А у Никиты тяга к иностранным языкам... Мама Екатерина подумала, что в этой школе сын всё равно не сможет углублённо изучать французский и испанский, и решила заниматься с Никитой дома, благо сама переводчик. Перешли на домашнее обучение.
Обязанности в семье строго распределили: алгебру и геометрию Никите преподавал отец, литературу, русский и иностранные языки – мать, физику мальчик постигал сам по учебникам, а на химию и биологию пришлось раскошелиться – наняли репетиторов. А ещё школьнику купили мощный компьютер, чтобы мальчик всегда был на связи с педагогами и мог найти нужные материалы.
Несмотря на все эти траты, родители нашли много плюсов в ситуации: сын начал высыпаться, он уделяет больше времени предметам, которые нужны для поступления в вуз. Вышла существенная экономия на обедах, школьной форме, проезде…
Минусы, конечно, тоже есть: Никите не хватает школьных перемен, он любил дурачиться с друзьями. Товарищи иногда заходят в гости, но дома им не так весело.
Сплошные плюсы
А ярославского шестиклассника Никиту резкий переход на домашнее обучение превратил из заурядного ученика в преуспевающего отличника.
Осенью Никита упал с самоката, травмы оказались серьёзными: мальчик несколько недель провёл в больнице, перенёс сложную операцию, а выписался с металлической конструкцией на ноге. Носить её предстояло ещё два месяца, и передвигаться самостоятельно ребёнок почти не мог. Ни о каких уроках речи не шло – мальчика перевели на домашнее обучение.
«Сын сначала думал, что не справится, – рассказала мама школьника Светлана Владимировна. – Но постепенно привык, что к каждому уроку надо готовиться основательно. Ведь нет надежды, что вместо тебя спросят кого-то другого!»
Зато и учителя всегда можно переспросить, если какой-то материал непонятен. Когда педагог работает с учеником один на один, информация усваивается гораздо лучше. Буквально через пару недель таких занятий успеваемость у Никиты пошла вверх. Он стал круглым отличником.
Недавно врачи сняли конструкцию с Никитиной ноги, и он вернулся в школу.
«Сын очень хотел обратно в класс, он скучал по друзьям, – рассказывает мама. – Я переживала, что он снова начнёт отвлекаться и скатится на тройки. Но, к счастью, я ошиблась. Недавно была контрольная по математике, и только двое с ней справились на пять, один из них – Никита».
Так спокойнее?
Рязанцы Кузьмины о домашнем обучении для сына не думали – всегда считали, что ребёнку важно учиться взаимодействию в коллективе. Но в седьмом классе у мальчика не сложились отношения с новеньким одноклассником.
Мама Анна сначала недооценила серьёзность ситуации. А сын, видимо, от переживаний стал то и дело болеть. Решили попробовать учиться дома.
Анна быстро смогла выстроить систему, и первое, что её поразило, – огромное количество освободившегося времени. Семён, кроме бальных танцев и художественной студии, нашёл возможности ходить ещё в бассейн и на занятия по программированию. «Сейчас Сеня заканчивает девятый класс – по-прежнему дома. Много раз нам предлагали вернуться в школу, но я не вижу в этом смысла, – делится Анна. – Кроме того, Семён спустя годы рассказал мне суть конфликта в классе: оказалось, новенький стал активно пропагандировать в классе электронные сигареты. Настойчиво предлагал всем покурить, давил на одноклассников, а тех, кто отказывался, жёстко высмеивал и дразнил. Семён как раз отказался, начался буллинг».
Анна рада, что у неё получилось увести сына от неприятной ситуации. К тому же на качестве обучения это не сказалось. «Конечно, у нас по многим предметам репетиторы. Но так было и при очном обучении в школе, – говорит Анна. – Зато при школьном режиме свободного времени у сына практически не было. А что касается общения, его хватает на дополнительных занятиях – появились хорошие друзья, с которыми Семёну интересно и комфортно».
В следующем году младший сын Анны идёт в первый класс, и мама размышляет, как быть: сразу обучать его дома или дать попробовать школьной жизни. «Скорее всего, в начальных классах мы будем учиться в школе, – говорит Анна. – А с пятого класса точно перейдём на домашнее образование. Так спокойнее и ребёнку, и родителям».
Но не всем родителям по душе такое спокойствие. «Школа – это ещё и школа жизни. Это дисциплина, это умение искать компромиссы, это понимание, что люди на свете разные, – считает мама одиннадцатиклассницы Арина из Нижнего Новгорода. – Иначе как потом выпустить «нежную орхидею» из дома в большой непростой мир, в то же студенческое общежитие или в армию!»
Школа будущего
Директор частной гимназии им. М.В. Ломоносова Галина Клочкова (Нижний Новгород):
«Родителей, работающих на удалёнке, после завершения пандемии коронавируса меньше не стало. Из-за долгой изоляции люди поняли, что работать из дома комфортнее – у них в том числе появилась возможность присматривать за детьми. Кроме того, теперь есть определённое количество образовательных платформ, позволяющих ребёнку вместе с родителями выстраивать образовательный маршрут. И здесь есть свои преимущества.
На самом деле дети, родившиеся в 2010-х годах, слабо различают реальную и виртуальную реальность, а значит, и наши привычные рассуждения о социализации в школе должны меняться. Мы должны понимать: если виртуальный мир существует для школьника наравне с реальным, то и социализация должна быть иной. Какой смысл в том, что ребёнок 11 лет учится с одними и теми же учителями и одноклассниками? Разве так он развивает навыки, подчеркну, разнообразного общения?
И всё же есть некое лукавство в словосочетании «домашнее образование». Сегодня открыта масса учреждений дополнительного образования на любой вкус и кошелёк, по факту они дублируют программы школьного образования, дополняют их. Например, удовлетворяют потребность современных школьников в творчестве и ручном труде. Спрос на такие кружки огромен. Социализация, например, может отлично проходить в учреждениях дополнительного образования рядом с ребятами-единомышленниками.
Вообще, я считаю, что будущее школы в том, что дополнительное образование становится основным, то есть дети выбирают предметы, исходя из своих интересов.
Если честно, мы сегодня глобально сталкиваемся с тем, что дети, особенно в средней школе, не видят смысла ходить на уроки. Они не понимают, зачем надо тратить время и силы на то, в чём они не видят смысла. Это вызов для всей образовательной системы. Значит, нужно смотреть на процесс шире, спокойнее, а не считать, что всё должно быть как прежде».