Школы региона испытывают кадровый голод. Вчерашние выпускники профильных вузов вернуться к доске уже как педагоги не стремятся, а старшее поколение уходит на пенсию. От сложившейся ситуации страдают и родители, и дети. Как утолить кадровый голод? Размышляют эксперты и nn.aif.ru.
Дома строят, школы – нет
Школа №176 – одна из самых больших в Нижнем Новгороде и самая большая в своём Канавинском районе. На официальном сайте учебного заведения размещены только три вакансии: требуются педагоги английского, немецкого языков и математики.
Однако, по словам родителей, на общешкольном собрании директор школы призналась: педагогический кадровый голод есть, и год от года он нарастает. Если в 2022/23 учебном году работать в школу пришли четыре новых педагога, то в 2023/24 году – только один. А вот учеников в школе всё больше – на микроучастке вводят в строй новые и новые жилые дома. В среднем сегодня класс в 176-й школе – до 35 человек. А в соседнем огромном жилом комплексе «Седьмое небо», давно заселённом, своей школы так и нет. А в перспективе – строительство ещё одного крупного ЖК около Борского моста.
«Насколько я знаю, в школе, особенно в начальной, есть большая текучка: одни учителя приходят, другие уходят. Те, что есть, вынуждены брать дополнительные часы для заработка, второе классное руководство, – рассказала nn.aif.ru мама школьницы Мария Иванова. – Нам сказали, что сейчас школа договорилась с педагогическим вузом, чтобы старшекурсники заполняли свободные ставки. Но справятся ли они?»
По словам Марии, в школе заведено, что учителя-предметники с мамами и папами фактически общаются только через классного руководителя, поэтому давления со стороны родительского сообщества они не испытывают – уходят из школы не поэтому. «Наверное, дело в низкой оплате труда и большой ответственности», – резюмирует родительница.
Мама ученицы 79-й школы им. Н. А. Зайцева Анна Рогова признаётся: она уже готова перевести ребёнка в другое учебное заведение. Месяц в школе не могут составить стабильное расписание уроков. Из-за нехватки педагогов учитель географии заменяет физика. Если один учитель заболевает, заместить его другим предметником нельзя из-за нехватки кадров. В итоге дети на «пустых» уроках просто сидят в классах и ничего не делают. В один из учебных дней на работу по разным причинам не вышли одновременно 24 педагога!
«Учителя работают в две смены, элементарно прерваться на обед не могут. Более того, им и поесть негде – учительскую переоборудовали в кабинет, потому что учеников всё больше, – рассказывает мама. – В прошлом учебном году классный руководитель какое-то время не проверяла у детей домашние задания – физически не успевала».
Анна Рогова уверена: педагогам в школе тяжело и с требовательными родителями, и с современными детьми, особенно с подростками. «Учитель просит детей остаться на классный час после уроков – в ответ слышит: «По закону вы не имеете права это делать!»– вздыхает Анна Рогова. – Авторитет педагога, на мой взгляд, утерян».
В репетиторы пошла
Бывшая учительница начальных классов одной из борских школ Алла Дмитриева в образовательное учреждение пришла работать сразу после педагогического вуза. Долго не продержалась. «С родителями я жить не хотела, а снимать квартиру не могла – зарплата около 20 тыс. руб. в месяц не позволяла, аренда обошлась бы в 8000, – вспоминает Алла. – К тому же у меня две ученицы подрались на уроке. Родители ко мне с вопросами не пришли, а тут же написали жалобу директору: мол, я не справляюсь с обязанностями. Это стало для меня последней каплей».
Сейчас Алла Дмитриева работает репетитором по английскому языку в онлайн-школе. Для этого пришлось самой подтянуть знания на языковых курсах, но вложения оправдались. Бывший школьный педагог довольна и нынешними условиями труда, и заработком.
Именно сфера дополнительного и онлайн-образования продолжает оттягивать педагогов из государственных общеобразовательных учреждений, говорит руководитель пресс-службы «HeadHunter Поволжье» Анна Буслова. Особенно это касается преподавателей иностранных языков. «В среднем в сентябре 2023 года зарплата в тех же онлайн-школах составляла от 50 тыс. руб. в месяц. К тому же работодатель готов предложить бонус в виде повышения квалификации за счёт компании, – объясняет Анна Буслова. – Многие педагоги после кульминации пандемии окончательно ушли в онлайн-репетиторство. Кроме того, на рынке труда сейчас по всем специальностям ощущается нехватка людей из-за демографической ямы, можно быть поразборчивее. Ситуацию осложняет и тот факт, что в последние 25 лет профессии учителя и медика в России традиционно считаются трудными и низкооплачиваемыми».
Миллиона не жалко!
В начале 2023/24 учебного года в школах Нижегородской области насчитывалось около 1900 вакансий педагогов. Об этом nn.aif.ru сообщили в министерстве образования и науки Нижегородской области. Между тем по данным того же министерства на 1 сентября 2022 года, в школах региона не хватало 1000 педагогов. То есть дефицит кадров за год почти удвоился!
Сейчас он составляет примерно 8% общего числа педагогических работников школ региона. Особенно учителей не хватает в Кстовском, Балахнинском, Богородском и Городецком муниципальных округах. Есть дефицит кадров в школах Дзержинска и Нижнего Новгорода. Везде наиболее востребованы учителя иностранных языков, русского языка и литературы, математики и начальных классов, добавляют в министерстве.
Проблему решают за счёт целевого набора в профильные вузы. Также в регионе с 2019 года учителям в сельской местности, или желающим таковыми стать, по госпрограмме готовы выплатить 1 млн руб. на приобретение или строительство жилья. С 2019-го по 2022 год выплату получили 235 человек. Большинство из них сегодня работают в школах Кстовского и Лысковского муниципальных округов, на Бору и в Семёнове.
Кроме того, по федеральной программе «Земский учитель» молодые педагоги, уехавшие работать в сельские школы региона, вправе получить единовременную выплату в 1 млн руб. Однако с 2020 года в Нижегородской области получить такую выплату смогли только 24 педагога. В 2023 году, например, таких квот было только пять. Маловато, если учесть, что в школах региона вакантно почти 2000 рабочих мест учителей.
Сейчас министерство образования и науки Нижегородской области разрабатывает новую программу, которая позволит оплачивать аренду жилья для учителей, которые приехали работать к нам из других регионов России.
Школам нужна идея
Молодёжь не пойдёт в школу, которая живёт по стандартам прошлых лет и не развивается.
«Думаю, никакая обязаловка, в том числе обязательная отработка после окончания вуза, не заставит человека остаться в профессии, - считает Галина Клочкова, директор гимназии им. М.В. Ломоносова. - Он и будет отрабатывать так, чтобы от его услуг отказались. Лучше уж никакого педагога, чем такой. Мы же о детях говорим!
На мой взгляд, во-первых, решение кадровой проблемы в российских школах может начинаться с молодого директора, который будет привносить в жизнь учебного заведения новые идеи. И он не ждёт учителей на пороге школы, а идёт за ними со своими предложениями прямо в педуниверситет.
Второй путь – это когда опытные директора, которые хотят меняться, набирают себе молодых педагогов, чтобы совместно эту новую идея придумать, «перезапустить» вместе школу. Его роль как руководителя будет в том, чтобы молодёжи предоставить эту возможность: попробовать разные формы образования, инфраструктурные изменения.
Мне видится, что сейчас надо в популярном телевизионном формате создавать творческие бригады, готовые выявлять в школах проблемы, предлагать пути решения и воплощать их в жизни.
Но вообще я считаю, что тем, кому хочется менять себя и мир к лучшему – добро пожаловать в учителя! Даже пусть на несколько лет. Это удивительная работа. Она на старте не требует опыта, но даёт его в колоссальном объёме».
Языком цифр
- Более 8000 молодых педагогов до 35 лет работает сегодня в школах Нижегородской области.
- Около 4800 человек – в школах.
- Около 3500 человек – в дошкольных учреждениях.
(Данные министерства образования и науки Нижегородской области)