Примерное время чтения: 6 минут
656

«Мне важен мальчик с задней парты». Учитель года – о педагогических ноу-хау

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 10/05/2023
Любовь к хорошей литературе ребёнку должна прививать целая команда – родители и школа.
Любовь к хорошей литературе ребёнку должна прививать целая команда – родители и школа. pixabay.com

Многие успешные люди признаются, что на первые свершения их мотивировал любимый школьный педагог. Кто должен учить ребёнка много читать? Как при помощи инфографики осилить классику, nn.aif.ru спросил у преподавателя русского языка и литературы гимназии №13, «Учителя года-2023» в Нижнем Новгороде Марии Шаховой.

Осталась после практики

Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Мария Валерьевна, вы с золотой медалью окончили школу, потом филфак университета. Почему решили стать учителем? Детская мечта?

Мария Шахова:  – На пятом курсе в вузе у нас была практика в школе. Я её проходила в гимназии №13, которую когда-то закончила, под началом моего учителя русского языка и литературы. Она и предложила мне попробовать свои силы в педагогике. Почему бы и нет, подумала я.

Первые годы были трудные. Родители не особо доверяют молодым педагогам, с детьми надо учиться налаживать контакт. Меня всегда спасало то, что я очень люблю свой предмет, и так хотелось, чтобы его полюбили другие.

Кроме того, был момент профессионального вызова. Русский язык и литература нравятся далеко не всем ученикам. Ты ставишь перед собой задачу: как мне того мальчика с задней парты заинтересовать предметом? Отсюда, наверное, и педагогические ноу-хау. На мой взгляд, универсальных рецептов в педагогике нет. Если бы они были, не было бы ценности профессии учителя.

– При всей ценности в профессию идут далеко не все. На ваш взгляд, почему?

– Зарплаты у молодых учителей скромные. Это факт. А работа сложная, многозадачная. Помню, одна моя знакомая пошла работать учителем и жаловалась: «Я думала, они будут тихо сидеть и слушать, что я им рассказываю, а им неинтересно». А что ты сделал, чтобы этот интерес к предмету у детей появился? Или многие учителя говорят, что сейчас дети немотивированные. А разве не учитель их должен мотивировать?

Родители у нас сегодня не самые простые. Они любят внимательно следить за работой молодого учителя, порой с оценочными суждениями. Это тоже не всегда приятно. Много разных моментов в работе.

А еще меры поддержки молодых педагогов должны быть комплексные. Но я искренне считаю, что, только повышая зарплаты педагогам, мы кадровую проблему не решим. Не думаю, что родителям хочется, чтобы в школу пришли люди, которых интересуют только деньги.

Чтение – сложное удовольствие

– Как лучший учитель Нижнего Новгорода отвечает на стандартную фразу учеников: «Мне этот предмет в жизни не понадобится»?

– Я с пятого класса на каждом уроке говорю ребятам, как важно грамотно владеть устной и письменной речью. Насколько многое могут дать человеку книги в плане жизненного опыта. Как правило, к 11 классу мои ученики чётко понимают, что русский язык и литература важны людям любой профессии.

Для современных детей чтение — это сложное удовольствие. Вокруг так много удовольствий быстрых, поэтому прививать любовь к литературе должна команда – семья и школа. Родители читают, дома есть книги. В подростковом возрасте иногда ребёнку важнее, что много читает его любимый учитель, а не мама с папой.

Главное – не перегрузить ребёнка, отбив интерес к чтению. Интерес этот порой приходит с возрастом. Я, например, «Войну и мир» в школе полностью не прочитала. И сейчас радуюсь, когда ребята честно признаются: книгу не осилил. Мы лучше разберём фрагмент произведения и поймём, в чём его суть. После этого некоторые заинтересовываются и всё же дочитывают книгу до конца.

– Подростки сейчас вообще длинные тексты с трудом читают, даже в интернете…

— Ещё есть проблема, что лучше картинка, схема, таблица, чем текст. Я на уроках предлагаю идти от обратного: таблицу или схему преобразовываем в текст.

Одно из моих педагогических ноу-хау, о которых я рассказывала на конкурсе, анализ литературного текста при помощи инфографики. Например, линия отношений главных героев.

Я, кстати, при помощи современных технологий пытаюсь популяризировать свой предмет . Веду телеграм-канал о том, чему классическая литература может научить в наши дни. Например, Обломов, не прочитав документы, подписал их и чуть не обанкротился. Спас его только юридически подкованный Штольц. Чем не случай из наших дней?

Но всё же к социальным сетям относиться нужно внимательно. Я считаю, выставлять фото в откровенных купальниках, например, учителю не надо. Ассоциировать тебя с этим фото, когда ты рассказываешь о судьбе Пастернака или о лирике Ахматовой, дети не должны. Статус учителя накладывает ответственность на человека.

Любимчиков нет

– Сейчас много говорят о том, что школа отстранилась от воспитания детей, учителя не реагируют на конфликты в классе или семье. Нужно ли дружить с учениками?

– Дружить с учениками нельзя, поскольку в моём понимании дружба – это равноправие. Но быть для ребят старшим товарищем, который переживает, радуется за них не только в рамках урока, педагог обязан. Дети в школе находятся большую часть жизни, если им будет там плохо, о какой хорошей учёбе может идти речь?

Что касается взаимоотношений в школьном коллективе, учитель обязан принимать меры, когда только видит зарождение конфликта или когда произошла резкая вспышка агрессии в виде драки. Взрослый человек всегда способен найти правильные слова, которые разрешат конфликт между детьми.

Любимчиков у педагогов , на мой взгляд, тоже быть не должно. Оценивать знания надо по критериям, а не по личным предпочтениям. Любимчиками должны быть свои дети дома.

– Как вы относитесь к тому, что в далёкой перспективе учителей в школах могут заменить роботы?

– А кто предметом заинтересует того мальчишку с задней парты? А кто расскажет, зачем ребёнку физика, математика, литература, история в дальнейшей жизни? На это способна только личность, а не робот.

На мой взгляд, педагог, только входя в класс, уже чему-то учит ребёнка. Как ни крути, он образец и пример.

Досье
Мария Шахова. Родилась в г. Куйбышев. В 2010 г. окончила филологический факультет ННГУ им. Н. И. Лобачевского. С 2010 года – учитель русского языка и литературы гимназии № 13 г. Н. Новгорода.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно