Примерное время чтения: 9 минут
124

Тряслись, мёрзли, голодали. Как гости в старину добирались до Нижнего?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 10/04/2024
Злата Медушевская / "АиФ-Нижний Новгород"

Нижний Новгород в 2024 году - культурная столица России. Миллионы туристов спешат в город  поездами, машинами, самолётами, чтобы увидеть музеи, набережные и знаменитые закаты. А вот в прошлые века путешествие по России было тем ещё приключением. Об этом  рассказывает новая выставка «Пути и путешествия» (6+) в Дмитриевской башне Нижегородского кремля. На выставке побывал nn.aif.ru.

Гранд-тур с «погребцом»

Многие экспонаты, размещённые в Дмитриевской башне, существуют в единственном экземпляре и будут показаны впервые. Экспонаты тщательно отбирали из коллекций семи ведущих музеев России, в том числе из Государственного исторического музея, Государственного музея А. С. Пушкина, Третьяковской галереи.

Например, есть там карта реки Волга, выполненная немецким ученым и путешественником Адамом Олеарием. Этот иностранец-путешественник посетил Россию как секретарь Голшстинского посольства в 1634 году.

Карта реки Волги, выполненная немецким ученым и путешественником Адамом Олеарием, 1634 г.
Карта реки Волги, выполненная немецким ученым и путешественником Адамом Олеарием, 1634 г. Фото: "АиФ-Нижний Новгород"/ Злата Медушевская

Следующей путешественницей, о которой рассказывает выставка, стала императрица Екатерина II. После восшествия на трон она предпринимает целый тур по Российской империи из Твери в Симбирск, чтобы поближе познакомиться с подданными и страной в целом. Путешествие было поистине царским. Императрица передвигалась по Волге на специально изготовленной для этих целей огромной галере «Тверь» - чертёж этого деревянного судна представлен на выставке. Всего для водного турне срубили четыре галеры.

В поездке Екатерину II сопровождала свита -  около 2000 придворных и чиновников. В витрине экспозиции золотыми нитями поблёскивает великолепный костюм придворного мужчины тех времён. Возможно, именно в таком наряде кто-то сошёл на берег в Нижнем Новгороде во время царского турне.

«Как мы помним, Нижний не произвёл на монаршую особу хорошего впечатления. «Город ситуацией прекрасен, а строением мерзок – всё либо на боку лежит, либо близко того», напишет потом Екатерина II, - напоминает старший научный сотрудник Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ) Елена Макарова. - Однако именно после визита императрицы в Нижегородском кремле начали строить каменные здания. А самое главное - в помощь нижегородскому купечеству она учредила первую в России акционерную торговую компанию, позволяющую торговцам, опираясь на общественный капитал, развивать дело».

Вслед за Екатериной II у верхушки российского дворянства появляется мода на гранд-туры – длительные путешествия в Европу для получения образования. Знатные молодые люди в гранд-туре встречались с философами и учёными, привозили домой из странствий книги, предметы искусства и быта. В гранд-турах обязательно надо было вести путевые заметки, дневники или хотя бы подробную переписку с родственниками.

Конечно, богатые дворяне любили путешествовать с комфортом. Возить с собой приходилось буквально всё, поскольку никакой системы гостиниц в XVIII-м и даже в начале XIX века в России не было. Существовали даже специальные дорожные наборы посуды – «погребцы». На выставке в кремле есть серебряный «погребец» с изысканным дорогим мейсенским фарфором из фондов Государственного исторического музея.

Серебряный набор.
Серебряный набор. Фото: "АиФ-Нижний Новгород"/ Злата Медушевская

На казённой лошади

В коллекции НГИАМЗ поразителен серебряный дорожный набор князей Абамелек-Лазаревых. В нём есть туалетные принадлежности для путешествий: тазики для умывания и бритья, кувшины, зеркальца, баночки и хрустальные бутылочки для косметики, колокольчик для вызова прислуги. Всё это добро сначала перекладывали в сшитый на заказ кожаный кофр, а потом упаковывали в добротный сундук.

На выставке можно видеть 130-килограммовый дорожный сундук графов Шереметевых. Он был создан мастерами в середине XVIII века из дуба, обит для надёжности кожей и стальными пластинами.

Непросто приходилось путешествующим по России и в середине XIX века. Передвигаться по стране можно было на собственных и почтовых казённых лошадях. «Последних можно было менять на почтовых станциях только при наличии подорожной грамоты, собственно разрешающей передвижение по стране, - добавляет Елена Макарова. - За использование государственных лошадей взималась плата по установленному тарифу. Лошадку для продолжения путешествия можно было взять и у крестьян, живущих рядом с почтовой станцией, но, как правило, втридорога».

Останавливаться путешественники были вынуждены в трактирах. Там можно было перекусить и переночевать. Вот только качество гостиничных услуг было очень низким.

Особенно страдали от российского сервиса иностранцы. Многие писали, что трактирщики просто ненавидят своих гостей. На выставке можно увидеть предметы незамысловатого трактирного быта.

Дорожные сундуки.
Дорожные сундуки. Фото: "АиФ-Нижний Новгород"/ Злата Медушевская

Сундук Чехова

Всё быстро меняется в лучшую сторону после развития в России железнодорожного сообщения, продолжает Елена Макарова. У вагонов для путешествий существовало три класса комфортности. Однако вплоть до 1870-х годов железнодорожные вагоны всех классов не отапливались! Электрический свет там появился и того позже.

Тем не менее, именно с появлением железных дорог, например, молодые женщины могли путешествовать в одиночестве. Ранее это считалось неприличным - в дорогу обязательно надо было брать няньку или компаньонку. Знатные богатые дамы шили для путешествий специальные платья. На выставке в кремле есть наряд Анны Карениной из одноименного сериала режиссёра Сергея Соловьёва. Экспонат предоставил Музей кино (Москва).

Наряд Анны Карениной.
Наряд Анны Карениной. Фото: "АиФ-Нижний Новгород"/ Злата Медушевская

Те, кто победнее, специально нарядов для странствий не шил, но придерживался правил дорожного гардероба. Так, ткань платья для поездки должна быть цвета, который лёгок в чистке, а грязь и пыль дорог на нём незаметны. Юбка шилась чуть короче обычной, чтобы было удобно садиться в поезд или экипаж. Поверх наряда – плащ, пальто или пелерина на случай плохой погоды в пути.

Долгое время по России вещи перевозили в «горбатых» сундуках, или «сундуках-теремках». Прорыв знаменитого француза Луи Витона состоял в том, что он создал инновационные сундуки с плоской крышкой и кожаными ручками из мягкой водозащитной ткани.

В конце XIX века путешественников становилось всё больше, и багаж надо было ставить компактно, друг на друга. У писателя Антона Чехова был именно такой сундук с плоской крышкой. Сундук классика привезли на выставку в Нижний Новгород – так же, как и дорожный кофр, некогда принадлежавший театральному режиссёру Константину Станиславскому.

С развитием гостиничной сферы в России багажа с собой стали брать меньше, он умещался уже не в сундуки, а в чемоданы, но для удобства путешественники не забывали захватить в дорогу несессеры, аптечки, компактные бритвенные станки и бюро с письменными приборами. И это тоже можно видеть на выставке «Пути и путешествия».

Кстати

  • Все музеи-партнёры с удовольствием предоставили НГИАМЗ экспонаты из своих коллекций. Правда, нижегородский музей обязался обеспечить все условия для транспортировки, экспонирования, страховки уникальных предметов по всем нормативам.
  • Выставка будет работать до января 2025 года, однако, например, платье Анны Карениной отправится назад в Музей кино в Москву уже ровно через четыре месяца. По музейным правилам именно столько можно экспонировать старинные ткани, из которых оно сшито.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых