Анну Леонову, выпускницу нижегородского лицея № 40, называют уникальной абитуриенткой: она призёр сразу двух всероссийских олимпиад школьников и обладатель максимально возможных 310 баллов при поступлении в вуз. При этом Анна Леонова предпочла престижным столичным вузам родной госуниверситет, да ещё и радиофак - девушки выбирают его редко.
Не пугайтесь экспериментов
Наталья Халезова, АиФ-НН: - Анна, с поступлением вас! Вас называют уникальной студенткой.
Анна Леонова: - Конечно, уникальной я себя не считаю. Признаюсь: я никому не обещала высоких баллов, хотя учителя от меня этого ожидали. Когда речь идёт о серьёзных мероприятиях - олимпиадах высокого уровня, важных экзаменах, всегда присутствует элемент удачи. Поэтому так приятно радоваться, когда побеждаешь.
- Вы не только отличница, но и активный участник олимпиадного движения. Помогло участие в олимпиадах сдать ЕГЭ?
- Например, в экзамен по физике включены нестандартные задания, они могли поставить в ступор людей, далёких от олимпиад: дескать, мы такого не проходили. У меня хватило времени всё решить и несколько раз перепроверить себя. Конечно, сказался опыт подготовки к олимпиадам, опыт изучения предметов сверх школьной программы. Но могу сказать, что и на уроках в школе нам давали задачи по физике сложнее, чем на экзамене.
Нужно понимать, что в отличие от олимпиад, где дают нестандартные или сложные задачи, выходящие за пределы школьной программы, ЕГЭ - экзамен, где с тебя не спросят ничего того, чего ты не проходил. Если ты долго готовился, изучал предмет с педагогами или самостоятельно, то сможешь всё решить.
- Каждый год для 11-классников готовят какие-то новшества - словно эксперименты ставят. Правда, что выпускникам в этом году было особенно трудно писать сочинение?
- В этом году, кроме сочинения, были нововведения в ЕГЭ по математике, информатике. Новшества всегда кого-то пугают, сбивают с толку, создают проблемы. А их ещё и назовут экспериментом, общественность подхватит - и начинается психологическая накрутка.
На самом деле школьники часто пишут сочинения, ничего сложного в этом нет, можно выложиться и сделать это хорошо. Лично я могу писать даже «вредные» сочинения, тема которых мне неинтересна, потому что планирую в будущем совместить работу специалиста по информационной безопасности с литературным творчеством.
Баллы, а не призвание?
- Бытует мнение, что вместо глубокого и всестороннего изучения предмета школьников сейчас «натаскивают» на тесты. Так ли это?
- От тестовой части ЕГЭ отказались почти по всем предметам. Школьников «натаскивают» на ЕГЭ. Это помогает психологически. Учителя показывают базовые принципы решения задач, по ним можно справиться с любым испытанием. На экзамене ты видишь задания и понимаешь, что такое уже решал на уроке, причём успешно.
- На ваш взгляд, чего не хватает современной системе образования?
- В 1990-е люди не шли работать в школу, поэтому теперь педагогический состав делится на тех, кто в профессии давно и начинает выгорать, и на молодых специалистов, у которых ещё нет опыта. И эту проблему никто не решит.
А ещё одна проблема - как только у нас хотят ввести какое-то новшество, его сразу объявляют экспериментом, и начинается паника. Поэтому некоторые ребята начинают больше бояться и меньше учиться. Поверьте, поводов для паники у школьника немного. И это ключевой подход к учёбе. Когда ты паникуешь, у тебя не остаётся времени, сил, энергии на уроки. Лично мне на ЕГЭ понравилось, даже на профильном экзамене по математике, который, к слову, был сложнее, чем школьная программа. На самом экзамене наблюдатели нас подбадривали и успокаивали. Так что ЕГЭ - это не бесчувственная машина, которая пожирает учеников. Это всего лишь проверка знаний. И к тому же это помогает поступить в вуз - например, в те же столичные университеты. Конечно, далеко не все сейчас выбирают учебное заведение по призванию, многие - по количеству баллов.
Писать с любовью
- Как удаётся сочетать в себе пристрастие к точным наукам и любовь к литературе, писательству?
- Верю, что у человека есть призвание, дело жизни, в котором он будет компетентен, от которого будет получать удовольствие сам и приносить радость другим. Писать - это внутренняя потребность. Писать с любовью можно о разных вещах - и об антоновских яблоках, и о страшных картинах военных действий, и о тяжёлых переживаниях человеческой души.
А физику я понимаю. Точные науки, работа с компьютером - это увлекательно и интересно. Информатика учит логике. Это помогает мне не зацикливаться на чём-то одном. К тому же для писателя это великолепный шанс писать точнее, правдивее - например, в жанре фэнтези. Согласитесь, гуманитарию крайне сложно описать технические вещи, а без этого сюжет многое теряет. Разноплановая личность не должна удивлять!
- Всех мучает вопрос - почему абитуриент с такими оценками не поехал поступать в престижный столичный вуз?
- Зачем ютиться в общежитии, если можно жить в родном городе, у родителей? Сформирован круг знакомств, проверенных временем. Я люблю Нижний Новгород и не хочу отсюда уезжать! Многие думают: московские вузы - это престижно. Ну хорошо, отучился ты в столичном университете, проживая в общежитии. Закончил вуз - возникают проблемы с жилплощадью. На аренду жилья, транспорт уйдёт большая часть зарплаты. И не факт, что сразу найдёшь работу - Москва при её перенаселённости так и ждёт новоиспечённых специалистов с распростёртыми объятиями?
Я уверена, в Нижнем специалист по информационной безопасности без работы не останется - можно устроиться в банк, госструктуру, частную компанию. Все операции и документы переводят в электронный вид, предприятия и компании налаживают современные системы безопасности.
Моя цель сегодня - вложить силы в учёбу. Это обязательно окупится в долгосрочной перспективе. Современные условия позволяют молодому специалисту достаточно быстро добиться успеха на работе и добраться до хороших зарплатных позиций.