27 ноября 2011 года в Ирландском море затонул сухогруз Swanland с российским экипажем. Из восьми россиян спаслись только двое нижегородцев - второй штурман Роман Савин и матрос Виталий Карпенко. Событие получилось мирового масштаба хотя бы потому, что вертолёт, пришедший на помощь морякам, пилотировал принц Уильям, внук королевы Великобритании Елизаветы II. Правда, спасённые моряки узнали об этом, уже ступив на твёрдую почву.
Вернувшись домой, Роман Савин сомневался, что сможет вновь выйти в море после гибели товарищей. Но, оказалось, он всё же сумел справиться с эмоциями и в начале 2013 года отправился на курс обучения, чтобы продлить диплом вахтенного помощника капитана.
Роман Савин и Виталий Карпенко. Фото из личного архива |
Риск неизбежен
- Роман, появились ли новые факты о причинах гибели корабля?
- Точные причины установит расследование. Существует несколько версий, из них мне кажется наиболее вероятной усталость металла. Судно было построено в 1976 году и активно эксплуатировалось. Нередко на нем перевозили соль, что способствовало коррозии не только снаружи, но и изнутри. Ремонты, конечно, проводились, но всё имеет свой ограниченный срок службы.
- Сразу после крушения вы не были уверены, что останетесь в профессии. Но, тем не менее, остались. Думаете, что в одну воронку снаряд второй раз не попадёт?
- Нет, возможно всякое, никто не застрахован от опасностей. Но на самом деле моряк - это очень хорошая профессия, хотя и связанная с риском. Впрочем, если разобраться, то каждый человек рискует ежедневно. Где гарантия, что мирно стоящих на остановке пешеходов не собьёт машина? Кто поручится, что ничего плохого не случится в банальной поездке на работу? Что на голову не упадёт сосулька? Да, в определённых профессиях риск выше. Но это не означает, что неприятность, которая теоретически может случиться, возникнет на самом деле. Что на роду у человека написано, то и будет, и это не зависит от выбранной профессии.
- Вы верите в Бога?
- Да, верю, и это очень помогает жить.
- Значит ли это, что выходя в море, вы сможете не думать о том, что один раз уже побывали в трагической ситуации? Можно ли излечиться от тяжёлых чувств?
- Не думать об этом невозможно. Это осадок, который остаётся на всю жизнь. Острота переживаний уходит, но как не вспоминать про гибель своих товарищей?
Мир посмотреть
- Скажите, а как вы вообще стали моряком? Привлекала романтика дальних странствий или что-то другое?
- Не могу дать однозначного ответа, наверное, это тоже было предопределено. Так получилось, что мой родной брат учился сначала в речном училище им. Кулибина, а затем в водной академии, а двоюродный брат окончил ту же академию на год раньше меня. Что касается моего личного выбора, то, конечно, решающую роль сыграло желание посмотреть мир.
- Удалось?
- Вполне! Даже во время студенческой практики мы уже бывали за границей, не говоря уже о профессиональной работе.
- Как складывалась профессиональная карьера после окончания академии?
- Я стал вторым штурманом на сухогрузе Pur Navolok. Судно ходило под кипрским флагом, плавание продолжалось почти полгода. Побывали в Египте, Португалии, Бельгии, Голландии, Франции, Италии, Шотландии. Есть что вспомнить.
- С иностранным языком проблемы были?
- В вузе дают ту базу, которая необходима в первую очередь для профессионального общения. Например, когда у нас капитаном был шотландец, сложностей с пониманием не возникало. Но у меня есть необходимость в более углублённом изучении языка. Я окончил физико-математическую школу, и с гуманитарными предметами мне всегда было сложнее, чем с точными науками. Приходится изучать английский на дополнительных занятиях.
Роман Савин. Фото из личного архива |
На берегу платят меньше
- Одной из самых значимых сложностей профессии моряка во все времена считались длительные разлуки с близкими. Не помешает ли работа созданию семьи?
- Хочется верить, что не помешает. У меня есть любимая девушка, и я надеюсь, что всё сложится удачно. Нужно понимать, что на берегу очень сложно найти работу с такой же оплатой, как в море.
- Каковы ваши ближайшие профессиональные планы?
- Продлить диплом вахтенного капитана, затем определиться с компанией, в которой буду работать, ведь контракт контракту рознь. Мне бы хотелось всегда находиться на одном судне, чтоб ощущать его своим, а не привыкать каждый раз к новой специфике.
- А капитаном стать хотите?
- Конечно!