VI фестиваль нового российского кино «Горький fest» стартует 8 июля. Перед этим праздником важнейшего из искусств nn.aif.ru вспомнил, какие картины становились лучшими за предыдущие пять лет киносмотра, и узнал, что с ними было дальше.
Влюблённый «топтун»
Гран-при фестиваля «Горький fest» в 2017 году жюри во главе с кинорежиссёром Владимиром Хотиненко отдало фильму «Турецкое седло» (18+) и его создателю Юсупу Разыкову.
Картина повествует о жизни «топтуна» на пенсии. Бывший опытный сотрудник службы наружного наблюдения КГБ Ильич – теперь простой охранник в торговом центре. Он по привычке ведёт слежку за, по его мнению, подозрительными людьми. Интуиция Ильича редко обманывает, у каждого есть свои тайны. Вскоре тайна появляется и у главного героя. Бывший агент слышит божественный голос сверху. В квартире над ним поселилась молодая пара музыкантов. Соседка так красиво поёт, да и сама оказывается чудо как хороша. Ильич начинает следить за обладательницей прекрасного голоса и попадает в новый для себя мир, соприкосновение с которым приводит к непоправимым последствиям.
По словам Юсупа Разыкова, картина очень понравилась одному французскому прокатчику. Исполнителя роли Ильича актёра Валерия Маслова тот сравнил с великим Жаном Габеном. Кстати, сценарий фильма писался именно под Маслова. Но прокатчик честно сказал режиссёру, что не продаст фильм в Европе и Америке. Не привыкли зрители к такому представителю спецслужб – всем нужен Джеймс Бонд…
В России «Турецкое седло» было достаточно высоко оценено кинокритиками, однако для широкого зрителя, скорее, прошло незамеченным. Может, и правда всем нужен Агент 007?
Девочка и война
В 2018 году в конкурсной программе «Горький fest» участвовали 26 фильмов. На этот раз жюри, которое возглавлял кинорежиссёр Николай Досталь, присудило Гран-при фестиваля фильму «Война Анны» (12+) режиссёра Алексея Федорченко.
В год премьеры, а состоялась она на Роттердамском кинофестивале, «Война Анны» стала настоящим кинособытием. Не случайно фильм признали в 2018 году лучшим не только на «Горький fest», но и на кинопремиях «Ника», «Золотой орёл» и «Белый слон».
У картины была хорошая прокатная судьба на широком экране. До сих пор ценители кино считают киноленту одной из лучших на тему войны в жизни простого человека.
Анна – девочка-подросток. Её семью расстреливают фашисты, она чудом спасается от пуль и находит приют в старинном камине поселковой украинской школы. Но школа занята немецкой комендатурой, и Анна лишь по ночам может ненадолго выходить из своего убежища. Девочка пытается выжить и остаться человеком. Кто же поможет Анне с достоинством пережить дни, а может, и годы в вынужденном заточении?
«Я снимал фильм про девочку, которая победила во Второй мировой войне. И мне кажется, что только так и можно снимать сегодня фильмы о войне – вглядываясь в судьбу конкретного человека,» – сказал в одном из интервью Алексей Федорченко.
Он, я и моя мама
Жюри третьего «Горький fest» в 2019 году возглавил режиссёр, сценарист, драматург Василий Сигарев. Критики называют Сигарева настоящим кинобунтарём и «живым гением» современной драматургии. Понятно, что жюри под началом такого нестандартного человека отдало Гран-при нижегородского фестиваля фильму с весьма замысловатым сюжетом – «Амбивалентность» (18+).
В основе повествования – любовный треугольник, но только не совсем типичный. Пётр и Стас учатся в мединституте на психиатров. Пётр – бунтарь, обожающий жизнь и рок-н-ролл. Ему хочется пробовать всё на вкус, ставить эксперименты не только в учебных лабораториях. Стас любит поступать правильно, он домашний мальчик, но искренне восхищается харизмой друга. И вдруг Пётр страстно влюбляется… в мать Стаса. Это обстоятельство в момент изменит жизнь главных героев, столкнёт их не только друг с другом, но и со внутренними демонами.
«Амбивалентность» также получила приз за лучшую режиссуру на фестивале «Окно в Европу-2018», но у широкого зрителя понимания не нашла, оставшись «кино не для всех». Хотя на крупнейшем русскоязычном интернет-сервисе о кино у ленты достаточно хорошая оценка пользователей – 6,5 балла из 10 возможных.
Из самца – в Ромео
IV «Горький fest» проходил в жёстких условиях пандемии. Какие-то мероприятия пришлось сократить. Карантинные меры в Нижнем Новгороде на тот момент были сняты лишь частично. Жюри на этот раз возглавил не режиссёр, а актёр Егор Корешков. И приз за лучший фильм получила документальная, а не художественная лента – «Альфаромео» (18+) Радика Рахимова
Это 30-минутный фильм о молодом мужчине, который ведёт себя как брутальный альфа-самец. Он постоянно в делах «на районе», качается в спортзале и разговаривает в основном матом.
Но оказывается, под личиной альфа-самца скрывается трогательный Ромео. Парень любит свою бывшую девушку и однажды возобновляет общение с ней. Однако понимает: он прежний ей вряд ли будет нужен. Надо что-то менять…
Член жюри сценарист Анастасия Пальчикова рассказала «АиФ-НН», что выбор пал на «Альфаромео», поскольку это по-настоящему зрительский фильм. Но в широком прокате лента так и не появилась. Её следы сейчас сложно найти и в Сети.
«Альфаромео» – первый фильм режиссёра Радика Рахимова. Сейчас режиссёр работает над второй картиной. По сюжету феминистка Даша наставляет на путь истинный альфа-самца Антона. Видимо, режиссёру особенно близка эта тема...
Взгляд художника
В 2021 году совпали сразу две знаменательные даты – 800 лет Нижнему Новгороду и пять лет самому «Горький fest».
На этот раз жюри во главе с критиком Зарой Абдуллаевой из 12 конкурсных картин выбрало весьма экстравагантный фильм «Краткая теория тотальной институции: взгляд художника» (12+) начинающего режиссёра Надежды Ишкиняевой.
Это 12-минутное документальное наблюдение за жизнью запертого в психоневрологическом интернате художника Алексея Сахнова. По сути, фильм можно назвать даже не документальной картиной, а, скорее, неким художественным перформансом на экране.
Понять столь сложный кинопродукт широкому зрителю не удалось. Картина в широкий прокат не вышла, но, скорее всего, это было предусмотрено её создателями. Существуют же картины, которые специально снимают для кинофестивалей, и они находят понимание только у подготовленной к восприятию искусства публики.