Примерное время чтения: 7 минут
136

Путёвка в жизнь. Как сложилась судьба фильмов-призёров «Горький fest»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 06/07/2022
Благодаря «Горький fest» нижегородский зритель увидел кинопродукт, который зачастую не выходил на широкие экраны.
Благодаря «Горький fest» нижегородский зритель увидел кинопродукт, который зачастую не выходил на широкие экраны. Дирекция фестиваля «Горький fest»

VI фестиваль нового российского кино «Горький fest» стартует 8 июля.  Перед этим праздником важнейшего из искусств nn.aif.ru вспомнил, какие картины становились лучшими за предыдущие пять лет киносмотра, и узнал, что с ними было дальше.

Влюблённый «топтун»

Гран-при фестиваля «Горький fest» в 2017 году жюри во главе с кинорежиссёром Владимиром Хотиненко отдало фильму «Турецкое седло» (18+) и его создателю Юсупу Разыкову.

Картина повествует о жизни «топтуна» на пенсии. Бывший опытный сотрудник службы наружного наблюдения КГБ Ильич – теперь простой охранник в торговом центре. Он по привычке ведёт слежку за, по его мнению, подозрительными людьми. Интуиция Ильича редко обманывает, у каждого есть свои тайны. Вскоре тайна появляется и у главного героя. Бывший агент слышит божественный голос сверху. В квартире над ним поселилась молодая пара музыкантов. Соседка так красиво поёт, да и сама оказывается чудо как хороша. Ильич начинает следить за обладательницей прекрасного голоса и попадает в новый для себя мир, соприкосновение с которым приводит к непоправимым последствиям.

По словам Юсупа Разыкова, картина очень понравилась одному французскому прокатчику. Исполнителя роли Ильича актёра Валерия Маслова тот сравнил с великим Жаном Габеном. Кстати, сценарий фильма писался именно под Маслова. Но прокатчик честно сказал режиссёру, что не продаст фильм в Европе и Америке. Не привыкли зрители к такому представителю спецслужб – всем нужен Джеймс Бонд…

В России «Турецкое седло» было достаточно высоко оценено кинокритиками, однако для широкого зрителя, скорее, прошло незамеченным. Может, и правда всем нужен Агент 007?

Девочка и война

В 2018 году в конкурсной программе «Горький fest» участвовали 26 фильмов. На этот раз жюри, которое возглавлял кинорежиссёр Николай Досталь, присудило Гран-при фестиваля фильму «Война Анны» (12+) режиссёра Алексея Федорченко.

Фото: Кадр из фильма

В год премьеры, а состоялась она на Роттердамском кинофестивале, «Война Анны» стала настоящим кинособытием. Не случайно фильм признали в 2018 году лучшим не только на «Горький fest», но и на кинопремиях «Ника», «Золотой орёл» и «Белый слон».

 У картины была хорошая прокатная судьба на широком экране. До сих пор ценители кино считают киноленту одной из лучших на тему войны в жизни простого человека.

Анна – девочка-подросток. Её семью расстреливают фашисты, она чудом спасается от пуль и находит приют в старинном камине поселковой украинской школы. Но школа занята немецкой комендатурой, и Анна лишь по ночам может ненадолго выходить из своего убежища. Девочка пытается выжить и остаться человеком. Кто же поможет Анне с достоинством пережить дни, а может, и годы в вынужденном заточении?

«Я снимал фильм про девочку, которая победила во Второй мировой войне. И мне кажется, что только так и можно снимать сегодня фильмы о войне – вглядываясь в судьбу конкретного человека,» – сказал в одном из интервью Алексей Федорченко.

Он, я и моя мама

Жюри третьего «Горький fest» в 2019 году возглавил режиссёр, сценарист, драматург Василий Сигарев. Критики называют Сигарева настоящим кинобунтарём и «живым гением» современной драматургии. Понятно, что жюри под началом такого нестандартного человека отдало Гран-при нижегородского фестиваля фильму с весьма замысловатым сюжетом – «Амбивалентность» (18+).

Фото: Кадр из фильма

В основе повествования – любовный треугольник, но только не совсем типичный. Пётр и Стас учатся в мединституте на психиатров. Пётр – бунтарь, обожающий жизнь и рок-н-ролл. Ему хочется пробовать всё на вкус, ставить эксперименты не только в учебных лабораториях. Стас любит поступать правильно, он домашний мальчик, но искренне восхищается харизмой друга. И вдруг Пётр страстно влюбляется… в мать Стаса. Это обстоятельство в момент изменит жизнь главных героев, столкнёт их не только друг с другом, но и со внутренними демонами.

«Амбивалентность» также получила приз за лучшую режиссуру на фестивале «Окно в Европу-2018», но у широкого зрителя понимания не нашла, оставшись «кино не для всех». Хотя на крупнейшем русскоязычном интернет-сервисе о кино у ленты достаточно хорошая оценка пользователей – 6,5 балла из 10 возможных.

Из самца – в Ромео

IV «Горький fest» проходил в жёстких условиях пандемии. Какие-то мероприятия пришлось сократить. Карантинные меры в Нижнем Новгороде на тот момент были сняты лишь частично. Жюри на этот раз возглавил не режиссёр, а актёр Егор Корешков. И приз за лучший фильм получила документальная, а не художественная лента – «Альфаромео» (18+) Радика Рахимова

Это 30-минутный фильм о молодом мужчине, который ведёт себя как брутальный альфа-самец. Он постоянно в делах «на районе», качается в спортзале и разговаривает в основном матом.

Но оказывается, под личиной альфа-самца скрывается трогательный Ромео. Парень любит свою бывшую девушку и однажды возобновляет общение с ней. Однако понимает: он прежний ей вряд ли будет нужен. Надо что-то менять…

Член жюри сценарист Анастасия Пальчикова рассказала «АиФ-НН», что выбор пал на «Альфаромео», поскольку это по-настоящему зрительский фильм. Но в широком прокате лента так и не появилась. Её следы сейчас сложно найти и в Сети.

«Альфаромео» – первый фильм режиссёра Радика Рахимова. Сейчас режиссёр работает над второй картиной. По сюжету феминистка Даша наставляет на путь истинный альфа-самца Антона. Видимо, режиссёру особенно близка эта тема...

Взгляд художника

В 2021 году совпали сразу две знаменательные даты – 800 лет Нижнему Новгороду и пять лет самому «Горький fest».

На этот раз жюри во главе с критиком Зарой Абдуллаевой из 12 конкурсных картин выбрало весьма экстравагантный фильм «Краткая теория тотальной институции: взгляд художника» (12+) начинающего режиссёра Надежды Ишкиняевой.

Это 12-минутное документальное наблюдение за жизнью запертого в психоневрологическом интернате художника Алексея Сахнова. По сути, фильм можно назвать даже не документальной картиной, а, скорее, неким художественным перформансом на экране.

Понять столь сложный кинопродукт широкому зрителю не удалось. Картина в широкий прокат не вышла, но, скорее всего, это было предусмотрено её создателями. Существуют же картины, которые специально снимают для кинофестивалей, и они находят понимание только у подготовленной к восприятию искусства публики.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно