Примерное время чтения: 8 минут
1574

От Шаховского до Горького. Какими были первые нижегородские театры?

Группа организаторов строительства Народного дома после концерта Ф. И. Шаляпина. 1903 г.
Группа организаторов строительства Народного дома после концерта Ф. И. Шаляпина. 1903 г. / Максим Дмитриев / Public Domain

27 марта – Международный день театра. Как начинался театр в Нижегородской губернии? Удивительно, но не с вешалки, а с ардатовской мызы князя Шаховского.

Тогда храм Мельпомены пах горящим салом, а дресс-код предписывал быть в чём угодно, кроме лохмотьев.

На репетиции – за чарку водки

Как утверждают краеведы, настоящая театральная жизнь в Нижнем Новгороде началась только в 1798 году, когда князь Николай Григорьевич Шаховской привёз в губернский город на постоянное присутствие свой крепостной театр.

Первый публичный спектакль по комедии Фонвизина «Выбор гувернёра» состоялся 7 февраля 1799 года. До этого в Нижнем Новгороде публичного театра не было. Сначала спектакли давали в нижегородском доме Шаховского для гостей или для дворян – в зале Дворянского собрания. Княжеская затея сразу заслужила восторги горожан. Конечно, в губернии были и другие богатые театралы – например, заводчики Баташевы из Выксы и князь Грузинский из Лыскова. Но они не думали зарабатывать на этом.

Чтобы увидеть, откуда начался нижегородский театр, надо запастись терпением и полноприводным автомобилем. Потому что ехать на экскурсию придётся не на Большую Покровскую к бывшему Дворянскому собранию, а в Ардатовский район, на берега скромной речки Иржи, в имение Шаховского. Декорации местности там живописны – холмы, поля и перелески. Сейчас село Юсупово состоит всего из одной улицы и руин Никольского храма 1772 года постройки. Отсюда открываются прекрасные виды на окрестности. Но усадьба Шаховского, как и его театр, стояли не в селе, а на другом берегу Иржи в 2,5 км от Юсупова.

Этими наделами Шаховской владел с 1781 года, перебравшись в провинцию после отставки от службы в столице. Местное дворянство показалось ему излишне скучным и ограниченным, поэтому князь решил по примеру знакомых столичных вельмож обзавестись собственным театром. Затея была не из дешёвых: крестьян надо было выучить манерам, пению, танцам, языкам, музыке и драматическому искусству. Поэтому получить приглашение к Шаховскому на обед и представление для соседей князя было весьма большой удачей. Интересно, что если помещики ценили приглашение в театр, то крестьян, не охваченных искусством, князь загонял смотреть репетиции только за чарку водки – иначе те не соглашались.

Сейчас на Мызе видны остатки усадебного парка с липовыми аллеями. Где-то в этом парке и стоял деревянный театр. С тех времён есть остатки кирпичной кладки театрального фундамента и сельский храм.

Только не в лохмотьях!

В 1811 году князь Шаховской решает, что у театра должно быть здание. В Нижнем, на месте современного речного училища на Большой Печёрской, он построил «большой сарай из грубообтёсанных выбеленных брёвен без тесовой обшивки» и начал давать представления.

Судя по описанию, театр не был образцом вкуса и роскоши. Продолговатый зал имел два яруса стойлообразных лож, часть из которых была закрыта деревянными решётками, – для тех, кто желал посещать спектакли инкогнито. Над ложами под потолком был «раёк», или парадиз. В партере стояли 50 мягких кресел и несколько рядов жёстких стульев. Стены были оклеены голубыми обоями с золотым тиснением.

Платная публика могла сидеть в зале театра только «по ранжиру». Первые ряды в партере на стульях занимали подъячие, канцеляристы и мелкие чиновники. Главное для них было вытерпеть запах горящего сала – плошками с салом освещалась сцена. Кресла занимали самые достойные зрители, которым Шаховской лично рассылал приглашения. В ложи обычно усаживались семейные помещики с жёнами, выводком детей и слугами. А в парадиз пускали кого угодно с единственным условием – быть не в лохмотьях.

Шаховской не пропускал ни одного спектакля даже в преклонном возрасте. Репертуар нижегородского театра не отличался от столичного: комедии, драмы и трагедии. Ставили Шекспира, Кальдерона, Шиллера, а из отечественных – Озерова, Сумарокова. Была в репертуаре и опера: «Титово милосердие», «Калиф багдадский», «Волшебная флейта» и другие. Особый успех имели русские патриотические пьесы, которые вызывали у нижегородской публики бурные аплодисменты, топанье ногами и удары тростей об пол.

Впрочем, восторг от игры актёров, а тем более актрис можно было выразить и иначе. Артист, имевший успех, мог быть приглашён в ложу самого влиятельного зрителя и иметь честь приложиться к руке с поцелуем. Актрисам обычно слали кондитерские бонбоньерки – конфеты, завёрнутые в банкноты. Кстати, в программках обычно отражали приглашённых актёров, проставляя букву «г» (господин) перед фамилией, чтобы не путать с крепостными. Летом Шаховской и его театр переезжали на ярмарку, а труппа усиливалась гастролёрами.

Но в 1824 году князь скончался, и театр перешёл в другие руки. Наследники Шаховского продали театр вместе с долгами и всеми актёрами двум богатым театралам — чиновнику Распутину и купцу Климову, но через 10 лет хозяева театра вновь сменились. Качество спектаклей падало, актёры жаловались на голод и холодные помещения, а в 1853 году здание на Большой Печёрской и вовсе сгорело.

Возродить театр удалось только в 1855 году по просьбе губернатора Михаила Урусова. Глава губернии тяготел не совсем к искусству, а преимущественно к двум сёстрам-актрисам Глазуновым, ради которых театр решили вернуть к жизни. На месте родительского дома в начале Большой Покровской улицы купец Пётр Егорович Бугров построил каменный дом для театра. Губернатор сильно торопил Бугрова, так что камень клали даже на первых осенних заморозках в ущерб качеству.

Однажды в большой церковный праздник мимо будущего театра ехал преосвященный Иеремия, он увидел, что каменщики в такой день работают, и проклял здание вместе со строителями. Весной внутри дома рухнула капитальная стена, придавив 11 рабочих...

Несмотря на эти жертвы, театр всё же достроили и открыли в 1855 году. Ставили пьесы Гоголя, Островского, Грибоедова, Шиллера, Шекспира. Старообрядцы Бугровы театр не посещали и терпеть его не могли. Позже Бугров провернул весьма выгодную сделку, обменяв театральный дом на лес и мельницу помещику Турчанинову.

В начале 1870-х годов постоянная труппа в нижегородском городском театре распалась. Полностью прекратились и оперные спектакли. Антрепренёр Волгин прогорел и бросил актёров на произвол судьбы. Дело несколько поправил молодой тогда артист Собольщиков-Самарин, организовав из коллег «товарищество на марках».

Городской Николаевский театр,  конец XIX века
Городской Николаевский театр, конец XIX века Фото: Public Domain/ Максим Дмитриев

 

Было чем гордиться

Строительство нового здания Николаевского Нижегородского драматического театра приурочили к Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года. Автором проекта был главный архитектор императорских театров академик Виктор Шретер, а работами руководил молодой нижегородский архитектор Павел Малиновский.

17 июля 1894 года был заложен первый камень в фундамент, и через два года в здании уже давали парадный спектакль. 15 мая 1896 года театр открыли оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» с Фёдором Шаляпиным в роли Ивана Сусанина.

Нижегородцы гордились: зрительный зал с удобными креслами, обитыми голубым бархатом, электрическое освещение сцены, зала и зрительских помещений приводило посетителей в восторг… С 1901 года здесь поставили абсолютно все пьесы Максима Горького.

Зритель не очень любил тяжёлые морализаторства, поэтому самыми популярными у него были всё же водевили с музыкой, пением и танцами. Антракты заполнялись игрой оркестра под управлением бессменного капельмейстера Руббаха. Театральный сезон начинали обычно в сентябре и заканчивали в конце февраля. Затем город ждали гастроли заезжих трупп и отдельных артистов.

А на Нижегородской ярмарке много лет работал оперный театр. Его здание несколько раз перестраивали. В 1877 году построили помещение, невероятно большое для того времени, — на 1800 мест. Оно было приспособлено для самых сложных оперных и балетных постановок. На этих подмостках в разное время блистали лучшие артистические силы Москвы и Петербурга: Эйхенвальд, супруги Фигнер, Собинов. А в конце сезона 1901 года публику ждал приятный сюрприз: на сцену вышел Фёдор Шаляпин. Театральные постановки в Большом ярмарочном театре продолжались до 1914 года.

Запретили… Горького

В 1903 году Алексей Максимович Горький организовал общедоступный театр в Народном доме – нынешнем здании оперного театра. Там по приглашению писателя работали режиссёры и актёры МХАТа. 16 декабря 1903 года театральный сезон был открыт пьесой Мея «Царская невеста», но в целом репертуар у театра Народного дома был разношёрстным и вызывал вопросы у властей.

Дошло до того, что там запретили пьесы самого Горького, которые с успехом шли при этом в городском театре. Представления в Народном доме были убыточны, и в мае 1904 года антреприза распалась (правда, в 1913 году спектакли там ненадолго возобновлялись).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно