Примерное время чтения: 8 минут
1707

Плюш «бордо» и блюдечко икры. Как путешествовали по Волге XIX века

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 19/07/2017
Максим Дмитриев / Public Domain

Волжские комары и душные каюты, нерегулярное расписание и риск сесть на мель, баржа с арестантами на буксире - ничто не могло омрачить речного путешествия по Волге.

Кто ходил по реке?

С начала XIX века на Волге появляется паровой флот. Первые пароходы, принадлежавшие промышленнику Всеволжскому, прошли по Волге в 1817 году. Первое пароходное общество «По Волге» было образовано в Петербурге группой крупных капиталистов в 1842 году. Первый пароход этого общества назывался символично - «Волга», а следующие два - «Геркулес» и «Самсон».

Именно общество «По Волге» впервые и организовало пассажирские перевозки: вверх по реке - до Рыбинска, вниз - до Астрахани. В 1852 году возникло самое популярное впоследствии пароходное товарищество «Самолёт», занимавшееся перевозкой пассажиров и лёгких грузов в верховьях Волги, между Тверью и Ярославлем. Но уже в 1859 году пароходы этого общества ходили до Саратова по Волге и до Перми по Каме. В эти же годы образуются и другие пароходные общества: «Польза», «Кавказ и Меркурий» и ещё несколько более мелких. В 1880 - 1890-х годах появляются пароходства Зевеке, Курбатова, Любимова, множество товаропассажирских компаний - всего и не перечислить.

Обед за рубль

Кают-компания и гостиная уставлены мягкой мебелью, стеганной плюшем «бордо». Пол сверкает чистотой. В верхнем этаже - обширная столовая. В глубине, над пианино, портрет Некрасова, вся мебель - красного дерева, между стенами - зеркальные простенки. Стол сервирован изящно, скатерть чистая. Прислуга расторопная, с приличным тоном хорошего дома. Обед из четырёх блюд: щи, осетрина, рябчик, мараскиновый (сегодня бы сказали просто - вишнёвый) крем. Всё это - на 1 рубль. Кто хочет чёрной икры, отборной, словно жемчуг, - ещё 75 копеек за целое блюдечко. «В низовьях Волги на такие деньги можно фунт икры купить», - отмечает пассажир «Некрасова» в 1890 году Павел Крушеван.

Покупаем билет!

Самые популярные в 1890-е годы, по свидетельству современников, - «самолётские» пароходы. Они все носили имена разных наяд и дриад, а также корифеев русской поэзии и прозы - Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других.

«Еду к пристаням или «конторкам». Их здесь больше тридцати. И все они вытянулись под Нижним вдоль правого берега Волги. На пристанях кишит шумная, озабоченная, спешащая толпа пассажиров. Палубной публики масса. Носильщики беспрестанно проходят по мосткам, изгибаясь под тяжестью груза и багажа… Голоса сливаются в какой-то гул, который заглушает рычанье пароходов… У самолётской пристани у кассы совсем вокзальная давка. На Казань отходит «Некрасов», - описывает процесс покупки билета в 1890 году журналист XIX века Павел Крушеван.

Представим, что купили билет в I класс до Астрахани - 30 руб. Это дорого. В 1890 году зарплата служащего без высшего образования на начальном этапе составляла 50 руб. Нас ждёт дорога в 2165 верст и 50 станций-пристаней. «Некрасов» придёт в Астрахань на пятые сутки.

Отплываем!

Хулиганская манера любителей стартовать на своём авто первым со светофора, оказывается, родилась на Волге. Причём буквально.

Вот как описывает своё отплытие из Нижнего Новгорода августовской ночью 1882 года российский журналист и этнограф Илья Левитов: «Поздний час отхода, странный с первого взгляда, вызван исключительно местными условиями. Отчаливание парохода днём всегда вызывает у других пароходовладельцев соревнование: желая доказать превосходство своих машин, они начинают обгонять друг друга, окончательным результатом чего являлась, в особенности при первом появлении пароходства на Волге, масса несчастий». Ночью желающих померится стартовыми возможностями своих пароходов не находилось, и потому ночной старт путешествия - самый безопасный.

Фото: Public Domain/ Максим Дмитриев

Квартирка с видом на Волгу

Сохранились описания кают первого класса на «самолётовском» «Некрасове». Дорогие каюты располагались на носу парохода. Каждая - небольшая комнатка с двумя крытыми бархатом диванами на пружинах, зеркалом, столиком, умывальником, электрическим рожком и звонком. Приличных размеров окно выходит на «веранду», опоясывавшую пароход и служившую местом прогулок с вездесущими пепельницами. Можно было совершить всё путешествие, не покидая каюты - читая и обедая у себя, раз уж не хотелось видеть общества. Официанты были готовы обслужить таких интровертов. Подушки и постельное бельё отпускались по требованию. Чистота - образцовая. «Квартирка моя с видом на Волгу», - отмечает путешественник Павел Крушеван. Во втором классе, как он отмечает, обстановка попроще, но комфорт тоже соблюдён. Для всех желающих есть судовая библиотека.

Господин капитан

Капитаны волжских пароходов 1840-х годов и 1880-х сильно отличались по отношению к пассажирам. Можно сказать, что полвека пассажирских перевозок по реке - и требования пароходств развернули этих «речных богов» лицом к людям.

«Капитаны, - говорится в одном старом путеводителе по Волге за 1880 год о 40-х годах того века, - изображали из себя очень важных особ и с пассажирами не церемонились. О расписании рейсов не было и помину. Бывало, пароход причалит где-нибудь и стоит час, другой, а иногда и целый день: это капитан отправился на охоту или пошёл в гости к знакомому помещику». В 1880-х годах и позже капитаны были особо почтительны к пассажирам I класса, культурны с II классом и сдержанны с III-м.

Один бурлак на пароход

Паровые машины оставили без работы тысячи бурлаков. Но на «Некрасове», на который мы образно говоря, купили билет, один трудяга всё же имеется. «Схожу в нижний этаж, на палубу. В машинном отделении, под стеклянным колпаком движутся гигантские рычаги и валы, сверкая серым блеском стали. Ещё ниже, в отделении для топки - ад. Узкий чугунный коридор и два ряда пылающих печей. Полунагой истопник задыхается, обливаясь потом. Чёрный, как арап, он выбежал на палубу и с жадностью захватил грудью свежий воздух… Тоже бурлак, только в другом виде… И завтра тот же технический прогресс заменит его машиной», - пишет наш путешественник 1890 года. Его предсказание вполне сбылось - уже тогда появлялись пароходы, на которых подача топлива была механической.

Что видим с парохода?

Внимание пассажиров к тому, что происходит за бортом, было особенно острым в первый день путешествия. Обычно отплывающие из Нижнего Новгорода оставляли описания увиденного до Васильсурска. Огуречное царство Подновье, трехъярусная колокольня-маяк села Кадницы, родина капитанов и лоцманов Работки, тонущие в яблоневых садах села на правом берегу и выглядывающие из лесов старообрядческие села - на левом, «раскольничий Ганг» Керженец, хлебная пристань Лыскова с его 150 ветряными мельницами и девятью церквями, когда-то славный ярмаркой Макарьев, живописно расположенный и подмываемый Волгой Васильсурск. Если пароход отходил из Нижнего рано утром, то Козьмодемьянск и столицу чувашей Чебоксары он проходил ночью, а в 9 утра был уже в Казани. Бесконечные вереницы барж, других пароходов, лодок, суетливых торговок на каждом причале мы описывать уж не станем.

Фото: АиФ

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно