Примерное время чтения: 6 минут
965

Обитель, которую не упразднить. Как возродили Крестовоздвиженский монастырь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 17/11/2021
За века существования монастырь не раз возрождался из пепла. Теперь мы свидетели его нового становления.
За века существования монастырь не раз возрождался из пепла. Теперь мы свидетели его нового становления. Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь

В стороне да в людях – так можно сказать про нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь. Вот уже много лет он сохраняет уединение, располагаясь в двух шагах от одной из центральных городских площадей – сегодня это площадь Лядова. Наверное, в этом и заключается сама суть монашества – быть в стороне от мира, поддерживая его одним своим присутствием.

Один за три

До Октябрьской революции Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь был известен как одна из замечательных обителей России, посмотреть которую стремились многие паломники.

Здесь соединились три женские обители — Воскресенская, Происхожденская и Зачатьевская. Произошло это слияние так.

Зачатьевский монастырь, самый древний из трёх, был основан между 1355 и 1365 годами Анастасией, супругой нижегородского (суздальского) князя Андрея Константиновича, впоследствии принявшего монашество и причисленного к лику святых. После смерти мужа Анастасия исполнила юношескую мечту и стала монахиней Вассой, распустив при этом всех слуг и раздав имение, чтобы, пребывая в монашестве, добывать себе пропитание собственным трудом. Через несколько лет она была пострижена в схиму с именем Феодора, впоследствии тоже причислена к лику местно-чтимых святых.

«… жена князя Нижнего Новгорода Андрея Константиновича, её иноческое имя было Феодора, похоронена она была в монастыре святого Зачатия, который она сама и построила, – так об основательнице обители пишет лицевой летописный свод. – Родом она была из Твери, отец её – Иван Киасовский, а мать – Анна. Родилась она в 6839 году (…) Будучи ещё отроковицей, она научилась всей грамоте, изучила весь Ветхий и Новый Завет и захотела постричься в иноческий чин. Родители её воспротивились этому и отдали её в 12 лет за князя Андрея Константиновича Суздальского и Нижнего Новгорода. И, будучи замужней женщиной, она не обращала внимания на радости мирской жизни, но проводила дни в посте и воздержании, молитве и совершении милостыни, иссушила она своё тело такой суровой жизнью, носила на своём теле под светлой одеждой власяницу (…) Княгиня после смерти своего мужа была пострижена в иноческий чин архимандритом Печерским Дионисием и была названа Феодорой. Всё своё богатство и имущество: золото и серебро, жемчуг – она раздала церквям, монастырям и нищим, отпустила всех своих слуг. И ушла в Зачатьевский монастырь, который сама и основала, пребывала там в безмолвии, жила на доходы от своего рукоделия, проводила свою суровую жизнь в посте и молитвах, в чтении божественных Писаний, в умилении и слезах. (…) И, состарившись, она не ослабела телесно от подвига, но в суровом и дивном житии преставилась ко Господу».

Основанный Анастасией Зачатьевский монастырь был расположен у подножия Нижегородского кремля. Однако в 1685-м и 1715 годах обитель пережила два серьёзных пожара, во время которых деревянные постройки выгорели дотла. Восстанавливать монастырь на прежнем месте было неразумно, поскольку монастырские строения подтачивались и разрушались бившими из склона горы родниками.

Тогда в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевёл инокинь в Происхожденский женский монастырь – эта обитель располагалась над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней кремля и Георгиевской церковью.

Вскоре сгорел ещё один женский монастырь в честь Воскресения Христова – он располагался рядом с Никольской башней кремля. После пожара его насельниц и святыни так же принял Происхожденский монастырь.

Тем временем вовсю шла Церковная реформа 1764 года, в ходе которой упразднялись многие малочисленные обители, она-то и способствовала объединению трёх обителей в одну для сохранения.

В 1814 году после очередного пожара монастырь был перенесён к Арзамасской заставе – сегодняшней площали Лядова – и переименован в Крестовоздвиженский. Так он обосновался на своём нынешнем месте.

Духовный центр Нижнего

С XIX века Крестовоздвиженская обитель занимает участок земли между нынешними  Окским съездом, площадью Лядова и улицей Красносельской. Сердцем обители стал собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, освящение которого состоялось в 1823 году. Собор имеет форму равноконечного креста. Крест окружают монастырские корпуса, где размещались жилые помещения, златошвейная и образная мастерские, трапезная. До Октябрьской революции Крестовоздвиженская обитель служила не только украшением и духовным центром города, но и брала на себя большую социальную работу. Здесь располагались больница, школа, общежитие для сирот.

До революции в монастыре существовала традиция: каждый год в субботу Светлой седмицы сюда приходил крестный ход из Оранского монастыря с Оранской Владимирской иконой Божией Матери. Это одна из самых почитаемых на Нижегородчине икон. Кроме того, в монастырь обращались женщины, желавшие искупить преступления против нравственности, они проходили здесь епитимью.

К 1917 году ансамбль монастыря включал больничную церковь в честь Скорбящей Божией Матери и кладбищенскую Казанскую церковь, две часовни. На кладбище при монастыре были погребены священнослужители и насельницы, многие нижегородцы — миряне, известные общественные деятели, в том числе писатель П. И. Мельников (Андрей Печерский). Здесь проживало более 170 монахинь и послушниц, работали золотошвейная мастерская и живописная школа.

Новые времена

Знаменитый монастырь был упразднён почти сразу же после революции – уже в 1917 году. К январю 1928 года с территории обители выселили всех монахинь, однако службы продолжали совершаться в Казанской кладбищенской церкви. В 1935 году на Светлой седмице были арестованы члены клира Казанской церкви и митрополит Горьковский и Арзамасский Евгений (Зернов).

Крестовоздвижение - престольный праздник обители.
Крестовоздвижение - престольный праздник обители. Фото: Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь

19 августа 1935 года комиссия по культам при президиуме Горьковского крайисполкома постановила: бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать под снос.

В советское время, с 1917 года, монастырь был упразднён и использовался сначала как концентрационный лагерь для заключённых, а затем под хозяйственные нужды – в нём располагались склады, жилые помещения, конторы; в соборе размещался завод бритвенных изделий. Впоследствии большая часть зданий была разрушена.

Восстановление обители началось только в 1995 году, когда чудом уцелевшие здания Крестовоздвиженского собора, колокольного и монашеского корпусов были переданы Нижегородской епархии. В сентябре 1999 года в восстанавливающемся соборе было совершено первое богослужение, а в 2004 году здесь возродилась монашеская жизнь.

27 сентября 2011 года, в день праздника в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, архиепископ Георгий совершил чин Великого освящения Крестовоздвиженского собора.

Сегодня Крестовоздвиженский монастырь неизменно привлекает туристов и паломников. Здесь постоянно звучит молитва, действует больница и воскресная школа.

За века своего существования эта обитель многократно разрушалась и восстанавливалась буквально из пепла. Нашему поколению довелось быть очевидцами её нового возрождения и становления.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно