Имя преподобного Евфимия в памяти православных людей прочно ассоциируется с местом его активной деятельности, городом Суздалем. Но началась его история на нижегородской земле. Здесь будущий святой родился и принял монашество, там и прославился своим праведным житием.
Достойное начало
Преподобный Евфимий Суздальский появился на свет в 1316 году в Нижнем Новгороде. Согласно житию, с ранних лет он обучился грамоте и получил духовное образование, что, возможно, и вызвало его юношеское решение уйти в монастырь. Молодой человек принял постриг в нижегородском Печёрском монастыре от его основателя, святого Дионисия, впоследствии архиепископа Суздальского.
Подвиги молодого монаха были так велики, что его наставник советовал ему их уменьшить. Однако праведное житие как однажды избранный путь так и осталось основной причиной почитания этого святого.
Вероятно, поэтому, когда в 1352 году суздальский князь Борис Константинович решил основать в своём городе мужской монастырь и обратился в нижегородскую Печёрскую обитель с просьбой прислать инока, выбор святого игумена пал на преподобного Евфимия.
Для монаха покинуть родную обитель и отправиться на миссионерское поприще – серьёзное испытание. Но Евфимий решился. Таким образом закончился нижегородский период его жизни и начался новый, суздальский.
Дорогами преподобного
Каждый город начинается с дороги к нему. Путь из Нижнего в Суздаль примечателен тем, что проложен был давным-давно. Им и шёл преподобный Евфимий Суздальский в середине XIV века – из одной епархии в другую, от иночества к настоятельству. Маршрут его сохранился по сей день, разве что дорога с тех пор стала значительно лучше и оживлённее. За окном современного автомобиля мелькают леса, болота, придорожные деревни с выразительными названиями: Слободищи, Лихая Пожня, Чудиново, Коурково.
Первый крупный населённый пункт по дороге от Нижнего Новгорода – город Гороховец с деревянными, словно игрушечными, домами и старинными храмами с блестящими куполами. Кстати, в этих краях, пять вёрст не доходя до Гороховца, преподобный Евфимий заложил храм во имя святого Василия Великого. Этот храм долгие годы, вплоть до середины XVIII века, оставался подворьем Спасо-Евфимиева монастыря.
После Гороховца путь в Суздаль проходит через город Вязники – в село Боголюбово. Возвышающийся в центре села Боголюбовский монастырь виден издалека. А если присмотреться, то в стороне от дороги, среди полей, можно увидеть знаменитый Покровский храм на реке Нерль. В тот момент даже голова начинает слегка кружиться от осознания, как близко ты к тем местам, где разворачивались важнейшие события в истории Руси.
Почти сразу за Боголюбовым начинаются окраины Владимира. Не заезжая в город, следуем к повороту на Суздаль. Местность становится безлесой. Со всех сторон – бескрайние поля, прорезанные речушками, такими мелкими, что они теряются в густой траве.
«Лесов-то в этих местах никогда не было, – рассказывает нам попутчик из местных жителей. – Но зато земли здесь очень плодородные, практически чернозём…»
Наконец, дорога приводит нас прямо к городским воротам – южному въезду в Суздаль.
Сердце Золотого кольца
Сейчас город Суздаль, входящий в Золотое кольцо России, – фактически один огромный музей. Ещё бы – в небольшом городе насчитывается более 200 памятников архитектуры XII-XIX веков, причём многие из них входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И тем не менее даже в столь насыщенном храмами и монастырями городе особенно выделяется Спасо-Евфимиев монастырь, построенный трудами нашего земляка, преподобного Евфимия Суздальского. Здесь в Спасо-Преображенском соборе хранятся его святые мощи. И это не случайность.
Много веков назад, после того как будущий святой прибыл в Суздаль, в северной части города, за рекой Каменкой, суздальский святитель Иоанн при громадном стечении народа водрузил крест на месте будущего монастырского собора. Сам князь начал копать землю под фундамент, а преподобный Евфимий вытесал для себя три гробовых камня, дав обет остаться в новой обители до конца жизни. И как мы знаем, этот обет был им выполнен. Так было положено основание Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, куда вскоре под руководство преподобного собралось более трёхсот иноков. В монастыре был принят общежительный устав – очень смелое решение для того времени, когда в стране все монастыри придерживались общинно-жительного устава, предполагавшего что каждый инок имеет право жить по-своему – говоря современным языком, в соответствии со своим социальным статусом и финансовым положением.
Преподобный Евфимий часто ходил за духовным советом в Троице-Сергиеву обитель к преподобному Сергию Радонежскому. В своей обители он многого требовал от братии, но и по отношению к себе был строгим подвижником и великим молитвенником. Евфимий неустанно трудился на пользу всей братии.
Скончался преподобный Евфимий в 1404 году, 1 апреля. А спустя чуть более сотни лет, 4 июля 1507 года, когда копали ров для нового соборного храма, были обретены его нетленные мощи. Это и послужило основанием к прославлению, которое состоялось на Соборе 1549 года.
С исторической точки зрения о преподобном Евфимии известно не так уж много, но память о нём и молитвенное поклонение в полной мере компенсируют недостаток биографических сведений. Ведь два города – Суздаль и Нижний Новгород – остаются памятниками этому святому.