Таинственный и немногословный – таким преподобный Варнава Ветлужский был при жизни. Об этом святом мы достоверно не знаем почти ничего. Кроме того, что его просветительская деятельность дала результат – крещёное Поветлужье.
Пошёл туда, где боль
Известно, что преподобный Варнава Ветлужский умер предположительно в 1445 году. Информацию о святом мы знаем из его жития, которое было написано спустя двести лет после смерти – около 1639 года – иеромонахом Иосифом с «ветхой книги». В книге, видимо, собирались записи о чудесах. Источниками данных о них стали молитвы к преподобному и устные предания.
История Варнавы Ветлужского начинается в городе Великий Устюг (в те времена он назывался просто Устюг), где будущий святой служил священником в одном из городских храмов. В XIII-XIV веках это была самая граница Руси, и здесь всегда жилось неспокойно из-за набегов соседних племён.
Но в XV веке к этому привычному злу добавились набеги ветлужских черемисов, или марийцев, – народа, который, по мнению историков, происходит из Древнего Ирана. После одного из таких набегов Варнава ушёл из своего города и отправился на Ветлугу. Вероятнее всего, в этот особенно разрушительный набег Варнава овдовел, затем он принял монашество и отправился с миссией в те края, откуда в его город пришли боль и разрушение. Великий Устюг в тот период был крупным миссионерским центром, поэтому цель ухода на Ветлугу не вызывает у историков сомнений.
Придя на Ветлугу, монах Варнава поселился в нижнем её течении, на высоком правом берегу. Позднее это место стало называться Красной горой. Миссионерская деятельность Варнавы не была агрессивной или навязчивой. На язычников-черемисов, населявших эти земли, Варнава произвёл впечатление не своим красноречием, а своей подвижнической жизнью. Постепенно вокруг жилища святого начали селиться и другие люди. В таком окружении святой Варнава прожил на Ветлуге 28 лет. Он был похоронен на вершине Красной горы.
Любопытно, что существуют старинные иконы, на которых преподобный Варнава Ветлужский изображён вместе с преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Это изображение исходит из легенды, что два великих святых виделись – преподобный Макарий посещал преподобного Варнаву.
После смерти
Христиане, приезжавшие на Ветлугу ещё при жизни преподобного Варнавы, так и оставались здесь, постепенно заселяя эти места. Во второй половине XV века, то есть совсем скоро после смерти преподобного, на Красной горе был основан Троицкий мужской монастырь, который позднее назовут Варнавиной пустынью.
Известно также, что над могилой святого Варнавы насельники обители построили Никольскую церковь. Как это часто бывает, уважение переросло в почитание, когда от мощей преподобного Варнавы начали происходить многочисленные чудеса и исцеления. Многие из этих свидетельств были не только документально зафиксированы, но и дошли до наших дней.
Так, исцеление от мощей преподобного получил будущий патриарх Иоасаф I, который направил в Варнавину пустынь игумена Макарьева Желтоводского монастыря Пафнутия. Тот, в свою очередь, узнал о многих случаях исцеления. Благодаря этим сведениям уже в 1639 году Варнава Ветлужский был канонизирован к общецерковному почитанию. Днём его памяти установили 11 июня.
В XVIII веке Троицкий Варнавин монастырь был упразднён, зато на этом месте образовалось сначала село Варнавина Пустынь, а впоследствии и город Варнавин, а бывшие монастырские храмы стали соборными городскими. Мощи преподобного Варнавы бережно хранились под спудом в Никольском храме, а сам святой с этого периода почитался как покровитель Поветлужья. День его памяти в народе назывался «Варнавиной годиной», и к 11 июня в Варнавин стекались паломники со всей Ветлуги.
Тайна мощей преподобного
В 1912 году весной на Красной горе произошёл большой оползень. Стоящий на самом берегу около обрыва Никольский храм чудом уцелел. Но, опасаясь повторного оползня, мощи преподобного решили извлечь из-под спуда и перенести в каменный Троицкий храм. Это произошло 22 мая 1912 года. А через два года мощи поместили в серебряную раку для всеобщего поклонения. Там их и застала революция.
В 1919-1920 гг. мощам преподобного Варнавы удалось избежать поругания, но в 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей. Вот тогда вопрос об изъятии мощей встал на самом высоком уровне.
Из-за всенародного почитания Варнавинская уездная комиссия не решилась самостоятельно принять такое решение и попросила дать указания сверху. Костромской губком РКП(б), в свою очередь, отправил в ЦК РКП(б) шифротелеграмму с просьбой разрешить вскрытие мощей. «Сообщение из Костромы о мощах Варнавы» заслушали на заседании политбюро ЦК РКП(б) 4 мая 1922 г. под председательством В. И. Ленина. Политбюро санкционировало вскрытие мощей и изъятие раки.
Так в середине мая 1922 года мощи преподобного были вскрыты и на несколько дней выставлены на всеобщее обозрение. Серебряную раку изъяли и отправили в Кострому, а мощи до поры оставили в Троицком храме.
В это время репрессии в отношении церкви всё набирали и набирали обороты. Через несколько лет Троицкий храм было решено переоборудовать в клуб, а мощи, чтобы спасти их от поругания, перенесли в последний действующий храм Варнавина – кладбищенскую церковь Архангела Михаила.
Дальнейшая история стала местным преданием. Летом 1937 года над Архангельским храмом нависла угроза закрытия, и его настоятель, священник Пётр Мегалинский, решил спасти мощи от нового поругания. Вместе с несколькими прихожанами отец Пётр тайно закопал мощи на кладбище возле храма. Вскоре после этого его арестовали и приговорили к расстрелу, а точное местонахождение мощей преподобного Варнавы так и осталось неизвестным.
Чудеса не иссякнут
В современной истории Варнавина был построен и освящён деревянный храм в честь преподобного. Снова широко празднуют «Варнавину годину», а над Ветлугой, на месте древнего погребения преподобного, установлен поклонный крест.
Мощи святого Варнавы так и не были обретены, но местные жители уверены: пока мощи остаются на варнавинской земле, чудеса преподобного не иссякнут.