Примерное время чтения: 8 минут
18430

Куда сливают нечистоты? Как остановить незаконный сброс отходов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 31/05/2017
По закону ассенизаторы должны привезти жидкие бытовые отходы на станцию аэрации, но они сливают нечистоты в колодец, речку или в лесу.
По закону ассенизаторы должны привезти жидкие бытовые отходы на станцию аэрации, но они сливают нечистоты в колодец, речку или в лесу. / Наталья Бурухина / АиФ

Эксперты бьют тревогу: всё это уже сказалось на экологической обстановке. Так и до ЧП недалеко. Как бороться с нелегальными перевозчиками отходов, обсудили эксперты на круглом столе. Его организовали «АиФ-Нижний Новгород» и Нижегородский водоканал на ХIX Международном форуме «Великие реки».

Заложники наживы

Нелегальный вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО) - выгодный бизнес для подрядчиков и головная боль для горожан. Жители посёлков Афонино, Зелёный Город стали заложниками нечистых на руку золотарей: ассенизаторы средь бела дня сливают зловонные жидкости в колодцы, в теплотрассу, а то и просто на землю или в водоёмы в безлюдных местах. Представьте, какой запах стоит и какая экологическая обстановка складывается в посёлках! К сожалению, таких мест в Нижнем немало.

Собрав с жителей частного сектора деньги, нерадивые ассенизаторы не волнуются о том, какой ущерб они наносят сетям и окружающей среде. И, похоже, легально работать не хотят.

- В последние годы нижегородцы стали чаще жаловаться на ухудшение условий проживания. Более того, мы фиксируем значительное ухудшение качества воды в Волге и в малых реках. В 2014 году в каждой третьей пробе воды в зоне рекреации Нижнего Новгорода были отклонения от нормы по микробиологическим показателям, в 2017-м - уже в каждой второй, - заявила зам. начальника отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по региону Марина Будникова. - Мы связываем это с тем, что нелегальных перевозчиков ЖБО всё больше.

По санитарным нормам жидкие коммунальные отходы нужно сдавать на сливные станции. Но подчас подрядчики не довозят нечистоты до очистных сооружений, а сбрасывают где придётся. За это предусмотрен штраф до 1000 руб. для граждан и от 150 тыс. руб. - для юрлиц. Но, как правило, перевозчик - или просто гражданин, который купил транспорт и решил нелегально подзаработать, или ИП без образования юрлица. Заплатив минимальный штраф, он продолжает работать и получать прибыль. А фирм, которых серьёзно наказали рублём, - единицы, продолжает Марина Будникова. И всех ассенизаторов-нелегалов не поймаешь. Между тем машины с нечистотами идут вереницей, жалуются жители того же Афонина.

Закрыли колодцы? Сольём в речку

Нелегальный сброс нечистот из частного сектора - лишь верхушка айсберга. По словам первого заместителя гендиректора Нижегородского водоканала Михаила Шмелёва, подрядчики нелегально вывозят отходы не только из жилых зданий, но и с промышленных объектов, не подключённых к канализации.

- Число нелегальных подрядчиков растёт в угрожающей прогрессии. Проблема с утилизацией ЖБО угрожает экологии Нижнего Новгорода, - уверен Михаил Шмелёв.

По мнению начальника управления водоотведения компании Александра Вершинина, несанкционированный сброс нарушает нормальную работу системы водоотведения, кроме того, в открытые колодцы могут упасть люди и автомобили. А если фекальные стоки попадут в городской водопровод, экологической катастрофы не избежать. И проблему не решить, просто заперев все колодцы: нелегалы продолжат сливать нечистоты на землю или в реку. Более того, они поднимут цену за свои незаконные услуги.

В областном центре есть лишь одно место, где разрешён сброс жидких отходов, - Нижегородская станция аэрации. Там бесплатно принимают стоки из выгребных ям и отстойников и затем производят их очистку. Но многие подрядчики ленятся ехать на Гребной канал - куда проще загрязнить фекалиями ближайшие к частному сектору территории!

Нижегородский водоканал вместе с городским департаментом градостроительного развития и архитектуры разработал два варианта размещения сливных станций - в Шуваловской промзоне на Автозаводе и на ул. Бурнаковской в Московском районе.

Эксперты констатируют: нужна целая муниципальная программа строительства сливных станций.

- Развитие инфраструктуры отстаёт от темпов застройки Нижнего Новгорода. В районах малоэтажной застройки, которая сложилась исторически или только формируется, нет ни центрального водоснабжения, ни канализации, - признаёт директор департамента жилья и инженерной инфраструктуры Нижнего Новгорода Павел Марков. - Более того, градостроительная проблема угрожает экологии. Изначально концепция водоканала предполагала строительство станций в каждом районе, но пока выбрали две площадки. Мы понимаем, что этого недостаточно.

По словам Павла Маркова, в ближайшее время разработают подробную дорожную карту размещения сливных станций. Но о сроках их появления говорить сложно: власти будут решать вопрос с финансированием, привлекая деньги инвесторов.

Пора обновить законы

По словам председателя Ассоциации водоканалов Нижегородской области, гендиректора Дзержинского водоканала Андрея Рехалова, принять программу на бумаге - полдела: строительству сливных станций может помешать федеральное законодательство. Его нужно менять, обновлять санитарные нормы, СНИПы, действующие с середины 1970-х годов. В законах много разночтений, да и мест в городе, соответствующих устаревшим требованиям к размещению станций, совсем мало, констатирует эксперт.

- А если сливную станцию всё-таки удастся построить, устранив все нарушения, проект станет слишком дорогостоящим и не окупится. Как привлекать инвесторов? - рассуждает Андрей Рехалов. - Не совершенствуя законы, проблемы не решить. Ассоциация вместе с минЖКХ и ТЭК региона обратилась к депутатам Госдумы от Нижегородской области с просьбой разработать законодательную инициативу. Сбор и переработка ЖБО требуют такого же подхода на региональном уровне, как программа утилизации твёрдых бытовых отходов.

В тему

Проблема назрела давно, и не только в Нижнем Новгороде, но и по всей области. Строительство двух станций ничего не изменит - региону нужна общая концепция сбора и утилизации жидких бытовых отходов. Требуются и новые требования к строящимся зданиям, предполагающие обязательное проведение коммуникаций, считает председатель комиссии по общественному контролю при Общественной палате Нижегородской области Александр Сериков. И здесь стоит посмотреть на успешный опыт других регионов.

Например, в Волгограде удалось решить проблему сбора и утилизации жидких бытовых отходов с привлечением инвестора, в формате государственно-частного партнёрства. По словам руководителя волгоградского проекта Руслана Зейналова, в разных районах города построили шесть сливных станций - всего их будет двенадцать. На площадках - системы видеонаблюдения, на всех машинах стоит спутниковая система ГЛОНАСС - можно отслеживать, куда едут автомобили и где сливают отходы. На каждой площадке установили ультразвуковой расходомер, который учитывает объём стоков и помогает рассчитать тариф для перевозчика. Инвестор не только сам в плюсе, но и помогает заработать местному водоканалу 1,7 млн руб. в месяц, перечисляя ему деньги за приём стоков. Уже начали действовать 23 договора с подрядчиками.

Кстати

  • 18 тыс. домовладений с выгребными ямами существует в Нижнем Новгороде.
  • Около 2 млн кубометров стоков в год с этих домов нуждаются в вывозе.
  • 8 сливных станций требуются городу, чтобы принять и переработать эти объёмы.
  • 500 м - необходимое расстояние размещения станции от жилья.
  • 5 млн руб. - стоимость строительства одной сливной станции по волгоградскому проекту (с техническим подключением к инфраструктуре).
  • 20 млн руб. в год прибыли приносит проект строительства сливных станций Волгоградскому водоканалу.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно