Примерное время чтения: 7 минут
353

Кто, кроме Кулибина? Изобретатели, прославившие Нижегородскую губернию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 18/08/2021
Если в 1816 году на Волге было 36 коноводных судов, то в 1846-м – уже около двухсот.
Если в 1816 году на Волге было 36 коноводных судов, то в 1846-м – уже около двухсот. Нижегородская государственная областная детская библиотека им Мавриной

Нижегородская земля славится своими изобретателями и конструкторами. Но если о Кулибине знают все, то о других самородках вспоминают гораздо реже.

Хотя их разработки не менее ценны, а их истории заставляют нас, потомков, восхищаться и переживать.

Коноводка на Волге

Немало изобретений в Нижегородской губернии было связано с речными перевозками. Так, 1816 году крепостной графа Шереметьева, изобретатель-самоучка Михаил Андреевич (или «Михаил Никитин сын») Сутырин из села Кадницы разработал и построил коноводное судно – деревянную баржу, которая передвигалась даже вверх по течению за счёт использования лошадей.

Вперёд судна на специальных лодках завозили якорь с канатом, бросали его на дно реки. Канат наматывался на ворот вертикального вала, вращавшегося с помощью лошадей (те ходили по вращающемуся диску-платформе). Так баржа подтягивалась к якорю.

Коноводки двигались в два раза быстрее, чем суда, которые тащили бурлаки. При этом снижалась стоимость доставки грузов. И если в 1816 году на Волге было 36 коноводных судов, то в 1846-м – уже около двухсот.

Бездипломный инженер переплюнул англичан

Особую роль в развитии судостроения сыграл механик-самоучка Василий Калашников. Он родился в 1849 году в Угличе Ярославской губернии, окончил три  класса уездного училища и в 11 лет ушёл из отцовского дома «в люди». Через пять лет он уже работал чертёжником на механическом заводе в Рыбинске. Попасть на эту должность помог случай.

Как пишет нижегородский краевед Дмитрий Смирнов, однажды рыбинский заводчик Журавлёв, сидя в кабинете заводской конторы, вздрогнул от сильного взрыва. Оказалось, что 15-летний конторщик Калашников в соседней комнате проводил опыты. Хозяин познакомился с юным «химиком» и перевёл его в чертёжники. Василий усиленно занимался самообразованием: перечитал все учебники физики и математики, какие удалось раздобыть, увлёкся механикой.

Через несколько лет он поступил машинистом на буксирный пароход. А через год подал хозяину судна проект переделки пароходной машины. Правда, тот посчитал молодого человека сумасшедшим и прогнал его.

Но в 1871 году Василия взяли главным механиком завода Колчина (позже – завода Курбатова). За время работы Василий Иванович создал оригинальные образцы судовых паросиловых установок, впервые применил для речных судов паровые машины с многократным расширением пара, сконструировал наливные баржи для перевозки по Волге керосина, изобрёл воздуходувные машины… Английский инженер Джонс, занимавшийся делами судостроения на заводе Курбатова, однажды заявил: «Теперь мне нечего делать на Волге, у вас есть Калашников».

Кроме того, нижегородский механик изобрёл форсунку для распыления нефти – для более экономного сжигания мазута в топках. За неё Калашникова удостоили золотой медали Русского технического общества.

С этим изобретением связан забавный случай, который описывает краевед Дмитрий Смирнов. Со знаменитым «бездипломным» инженером захотел познакомиться Максим Горький. Писатель Владимир Короленко, который дружил с механиком, повёз Алексея Максимовича на Курбатовский завод. Нашли Калашникова не в заводской конторе, а на пароходе, в машинном отделении. Причём тот был во фраке! Оказалось, инженера вызвали разбираться с неполадкой прямо с купеческого юбилея. Не успел Горький опомниться от представшей его взору картины, как Калашников стал ему доказывать преимущество своей форсунки перед другими системами форсунок. В итоге в памяти пролетарского писателя Калашников навсегда остался «человеком с форсунками».

Около трёх лет инженер проработал заведующим машиностроительным отделом Сормовского завода. Здесь Калашников построил новые паровые машины и котлы. «Смелость Василия Ивановича доходила до дерзости», – говорили о нём. Советов Калашникова спрашивали не только российские специалисты, но и иностранные, а русское правительство приглашало его на консультацию.

Позже Калашников обосновал собственную верфь и за четыре года построил больше десятка пароходов. Но потом предприятие разорилось, его пришлось продать.

Кстати, изобретатель занимался не только пароходами. Когда в Нижнем Новгороде сооружали городской водопровод, машины для подачи воды из Оки выписали из Англии. Ознакомившись с установленными на водокачке машинами, Калашников предупредил городские власти, что расчёты англичан не точны, вода не пойдёт. Это заявление возмутило иностранцев. Но инженер без диплома оказался прав. В итоге сконструировал две машины и построил их на Курбатовском заводе. Они ежедневно поднимали по 420 тысяч вёдер воды каждая на высоту 450 футов. Калашниковская водонапорная установка работала безотказно в течение 46 лет.

Кроме того, инженер содействовал открытию первого в России речного училища и преподавал в нём.

В 1898 году указом императора  главному механику завода Курбатова и угличскому мещанину Василию Ивановичу Калашникову присвоено звание потомственного почётного гражданина Нижнего Новгорода.

Снаряды для «Катюши»

Нижегородская земля была и родиной оружейников. Например, по информации краеведа Дмитрия Смирнова, в 1856 году нижегородец М.Е. Лебедев изобрёл ружьё с непрерывной пальбой. Его проект получил лестную оценку со стороны военных, был приобретён Сестрорецким заводом, но не реализован. Правда, Лебедева пригласили на постоянную службу в оружейное ведомство.

А в советское время разработка уроженца деревни Новодмитриевка Нижегородской губернии Василия Лужина внесла огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Василий Николаевич Лужин родился в 1906 году семье зажиточного крестьянина. В 1918 году, боясь раскулачивания, его отец вступил в ВКП(б), отдал дом под школу, а сам с семьёй переехал в Выксу. Василий с отличием окончил семилетку, потом рабфак в Нижнем Новгороде и в 1931 году поступил в Московский авиационный институт. Он был заводилой, отличался открытым характером, смекалкой и остротой ума.

Лужин трудился на заводах Москвы и Ленинграда, а в апреле 1937 года начал работать в НИИ-3 Наркомата боеприпасов – занимался разработкой снаряда для реактивной системы БМ-13, которая позднее стала известна как «катюша».

Именно Лужин конструировал для снаряда новую боеголовку, изменял конструкцию стабилизаторов, делал их объёмными, жёсткими, невосприимчивыми к вибрациям. Новый снаряд испытывался в различных условиях на полигонах и в декабре 1939 года вместе с пусковой установкой получил рекомендацию к принятию на вооружение. В начале 1940 года было принято решение по серийному производству.  Создатели реактивной установки, в том числе Василий Лужин, были удостоены награды за работу. 

Но уже весной случилась беда: 2 апреля Василия Николаевича арестовали. По семейному преданию, после товарищеского банкета мужчина разбил портрет Сталина в фойе ресторана. На него донесли... По другой версии, в дружеской беседе Василий Лужин критически отозвался об ошибках в ходе коллективизации…

За антисоветскую деятельность конструктора осудили на восемь лет, направили было на строительство Печорской железной дороги, но в последний момент перевели в особое конструкторское бюро при авиационном заводе в Рыбинске.

Лужин вышел на свободу, когда ему было 42 года. Он стал замкнутым и необщительным. Некоторое время работал в качестве «вольного» на том же авиационном предприятии, а потом вернулся в Выксу и в поисках работы обратился к руководству машиностроительного завода дробильно-размольного оборудования (ДРО). Главному конструктору ДРО Стрельцову достаточно было короткого знакомства с Лужиным, чтобы понять, что перед ним талантливый инженер. Под свою ответственность тот принял бывшего зэка на должность конструктора. Расчёты машин, выполненные Василием Николаевичем, до сих пор остаются уникальными.

В 1955 году у Василия Лужина отказало сердце. Он умер, так и не дождавшись реабилитации. Лишь в 1991 году Василию Лужину было посмертно присвоено  звание Героя Социалистического Труда за выдающиеся заслуги в укреплении оборонной мощи страны и большой личный вклад в создание отечественного реактивного оружия.

В 2004 году в Новодмитриевской школе был открыт Музей боевой и трудовой славы им. В.Н. Лужина.

Кстати, нижегородский цеховой мастер Весовщиков делал лучшие в государстве весы. Кроме того, он изобрёл машину для закупоривания бутылок, которую использовали во всей Европе. А вот в России пользовались заграничными машинами худшего качества.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно