8 февраля – День российской науки. Этот праздник много значит для Нижегородской области, которая всегда занимала особое место на научной карте страны.
Почему в мире науки больше нет места одиночкам? Как отнять хлеб у экстрасенсов? Почему от узкой специализации учёные уходят к междисциплинарности? Об этом «АиФ-НН» узнал у доктора физико-математических наук, проректора по научной работе ННГУ им. Лобачевского Михаила Иванченко.
Пытливый ум и самодисциплина
Злата Медушевская, «АиФ-НН»: Михаил Васильевич, как воспитать будущего учёного? Может быть, у ваших родителей есть педагогическое ноу-хау?
Михаил Иванченко: Родители никогда не настаивали, чтобы я выбрал определённый профессиональный путь. Единственное, чего они всегда хотели, – чтобы я получил хорошее образование. Сам я уже в школе понял, что мне нравится решать даже не олимпиадные, а научные задачи.
Очень часто на желание заниматься наукой влияет то, к какому научному руководителю ты попадёшь в вузе. Мне повезло – моим наставником стал Владимир Дмитриевич Шалфеев, яркий представитель школы теории колебаний, основанной в своё время в Горьком выдающимся советским физиком и математиком академиком Андроновым.
Мне всегда было по-настоящему интересно заниматься наукой. Это необыкновенное ощущение, что ты решаешь сложные головоломки, которые ставит перед человечеством сама природа. Здесь, кстати, очень важна научная свобода. Наука – творческий процесс. Настоящие открытия планировать сложно, невозможно, например, составить график открытий до конца календарного года…
Возвращаясь к теме воспитания будущих учёных… Наверное, важно в ребёнке развивать любознательность, стремление постичь, как устроен мир вокруг нас. Нелишними будут целеустремлённость, самодисциплина. Личные качества важны, как и возможность получать хорошее образование в тех же физико-математических школах. Всё это вместе помогает достичь хороших результатов.
– У будущих певцов, актёров часто есть кумиры, на которых те хотят равняться. А у будущих учёных это кто? Ньютон или Ломоносов?
– Для меня это всегда был собирательный образ – человек, который научной деятельностью смог оставить след в истории.
Хотя мне интересна фигура Николая Лобачевского, который прошёл очень примечательный и непростой научный путь. Например, его исследования в области неевклидовой геометрии (за это Лобачевского, собственно, и знают во всём мире) не были восприняты научным сообществом, но он имел смелость их изложить и отстаивать.
От математики к биоинформатике
– Чтобы достичь успеха в науке, нужно ставить перед собой реальные или очень амбициозные цели (например, получить Нобелевскую премию)?
– Всегда приятно, когда результаты твоей работы признаны другими людьми. Это касается и учёных, и токарей на заводе. Но, думаю, большинство учёных работают, чтобы удовлетворить свой пытливый ум, разгадать головоломки природы. Если за это Нобелевскую премию дадут – прекрасно, но для большинства она не самоцель.
Очень приятно, когда результаты твоих исследований находят реальное применение в жизни в виде технологий в самых разных областях. В обычной жизни опубликованная в научном журнале статья или изобретение куда более важны для самореализации, чем погоня за заветной наградой в будущем.
– Мир науки меняется вслед за жизнью вокруг. Каков он сейчас?
– Современная наука ещё более мозаична, чем наука XX века. Сейчас идёт процесс перехода от узкой специальности к междисциплинарности. То есть ты, например, занимаешься исследованиями в области генетики и в сфере математики, биологии. Такая междисциплинарность – это сейчас передний край науки.
Ещё одна важная характеристика: наука перестаёт быть сферой деятельности одиночек. Открытия делают разные коллективы из нескольких научных организаций, а порой из разных стран.
– Для российской науки одна из тенденций – грантовое финансирование. На ваш взгляд, это правильная практика?
– Нельзя сказать, что всё финансирование российской науки – грантовое в узком смысле этого понятия. Деньги учёным выделяются, например, в рамках государственного задания. Научно-исследовательские институты, вузы предлагают тематики, которые проходят экспертизу РАН и утверждаются Минобрнауки. Это базовое обеспечение научных исследований, в том числе в новых областях знаний.
В целом конкурсное финансирование – хорошая практика. Но надо понимать, что оно должны быть достаточно длинным и устойчивым. Линейка грантов должна быть выстроена от молодёжных, первых грантов до поддержки ведущих научных коллективов мирового уровня, с тем чтобы на каждом этапе карьеры учёный имел шанс побороться за финансирование своих исследований.
Нужна грантовая поддержка и по перспективным тематикам, даже если у коллектива нет большого задела по конкретной задаче. Это инвестиции в будущее.
Опередить экстрасенсов
– В 1990-е годы многие наши талантливые учёные покинули родину. Сейчас идея уехать работать за рубеж по-прежнему популярна?
– Гигантский отток научных кадров за рубеж, который мы некогда наблюдали, остановлен. Но существует понятие научной мобильности. Учёные уезжают работать из одной страны в другую во всём мире. Наука – открытая система.
На мой взгляд, задача, которая стоит перед нашим государством сейчас, – обеспечить более мощный обратный поток кадров, в том числе иностранных. В России живёт много учёных, поработать с которыми – настоящая честь.
– Сейчас некоторые учёные – ещё и популяризаторы науки. Это важная работа?
– Безусловно. Если не рассказывать людям, как устроен мир и что нового мы о нём узнаём, место науки занимают гороскопы и экстрасенсы с «живой водой».
А ещё важно объяснять, как новые разработки повлияют на жизнь человечества. Например, опасен или нет искусственный интеллект? Фантастическую литературу об этом хорошо читают, но к реальности она имеет мало отношения.
Кстати, в России научились снимать отличное научно-популярное кино. Рекомендую всем читателям вашей газеты посмотреть фильм «Озеро Восток. Хребет безумия» про исследовательскую деятельность учёных в Антарктиде. Меня фильм потряс!
– Какими своими научными достижениями вы особенно гордитесь?
– Вместе с коллегами из ННГУ и Болонского университета (Италия) в конце прошлого года мы опубликовали научную работу по исследованию эпигенетики старения человека. Известно, что женщины в среднем живут дольше, чем мужчины. Учёных давно интересует, почему. Какие факторы на это влияют?
В своей работе мы показали, как в процессе старения у мужчин и женщин по-разному меняется регулирование работы ДНК. Словом, попытались разгадать ещё одну головоломку природы, которая позволит найти путь к долголетию…