C активистом городского велодвижения Леонидом Якуниным «АиФ-НН» беседует о цене здоровой жизни, об эгоистичных автомобилистах и о «велосипедном» потенциале Нижнего.
«Странные» люди
- Леонид, вы наверняка изучали историю велодвижения в нашем городе. Раньше нижегородцы охотнее отдавали предпочтение этому виду транспорта?
- Накануне Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года нижегородское дворянство обратилось к губернатору Николаю Баранову с просьбой разрешить езду на велосипедах по городским улицам (на тот момент это было запрещено: велосипедистов якобы пугались лошади). Кроме того, иных нижегородцев раздражали странные костюмы, которые любители этого вида транспорта использовали при езде.
- Сегодня велосипедистов недолюбливают уже автомобилисты, воспринимая их как помеху на дороге.
- Действительно, у нижегородских автомобилистов отношение к велосипедистам, скорее, негативное. Люди забывают, что если мимо велосипедиста проносится машина со скоростью 80 км в час, то его может сбить воздушной волной или затянуть под колёса. Хочется, чтобы водители вели себя предсказуемо и благоразумно. Но и начинающие велосипедисты не всегда изучают правила дорожного движения, частью которого они становятся. Людям надо объяснять, что своим поведением они формируют велокультуру в нашем городе, а не создают трагичные прецеденты.
У нас, конечно, город с сильнейшим автомобильным лобби. Город хорош, если ты за рулём!
- А на самом деле?
- Конечно, протяжённость Нижнего, его географическое положение таковы, что с Автозавода в центр города вы каждый день на велосипеде ездить не будете. Но так называемые поездки ближнего радиуса есть всегда. Есть и совмещённые маршруты, когда можно использовать модель складного велосипеда и спускаться с ним в метро.
Наш город обладает грандиозным потенциалом велопешеходного движения. Для этого есть немало зон: например, берег малой реки Кова, который сейчас больше напоминает свалку. Но по факту это хорошая парковая зона и самый удобный велопешеходный транспортный путь из центра в Верхние Печёры и Кузнечиху. Парадокс, но по Большой Покровской, улице с самым удобным для велосипедистов транзитным маршрутом в центре города, нам ездить запрещено! Велодорожку там построить возможности нет. Для этого надо полностью перепланировать инфраструктуру улицы и затратить массу бюджетных средств.
«С меня хватит!»
- Почему люди всё же решаются использовать велосипед как основной транспорт?
- Начинается всё с желания. Кто-то хочет повысить свою мобильность, и вот 5 км до ближайшего торгового центра уже преодолеваются на велосипеде. Кто-то принимает решение больше не стоять в пробках и дать дополнительную физическую нагрузку организму, перестать трепать себе нервы в ожидании эвакуатора за незаконную парковку. Бывает, люди видят, что, например, около их бизнес-центра появились места для безопасной велопарковки, и начинают ездить на велосипедах.
Сегодня говорить о том, что в Нижнем есть учтённый велопассажирский трафик - по определённым улицам, с определённой насыщенностью в час, не приходится. Всё больше людей выбирают велосипед как способ досуга, а вот число тех, кто предпочитает его как транспорт, остаётся минимальным.
- Наверное, чтобы стать участником велодвижения, надо купить хороший - считай, дорогой - велосипед? А это не всем доступно.
- Наоборот, приобретать дорогой велосипед я бы не советовал из-за большого риска краж. Чем проще, тем лучше - таков принцип велосипедной Европы. Обязательно нужен шлем, светотехника на велосипед, светоотражающие элементы на одежду, обувь с твёрдой подошвой. Я иногда вообще в пиджаке на велосипеде езжу.
- Из-за больших физических нагрузок участвует в велодвижении в основном молодёжь?
- Если проехать по области, то вы увидите, что там велодвижение развито гораздо лучше, чем в Нижнем, и среди его участников много именно пожилых. Тут вопрос в удобстве и отсутствии альтернативы.
Гражданин на колёсах
- Около года назад в Нижнем открылась первая «официальная» велодорожка. Но дальнейшего развития городской инфраструктуры для велосипедистов что-то совсем не видно.
- С таких рекреационных велодорожек всё начинается. Это трасса, чтобы люди учились кататься, не попадая под колёса авто и не сбивая пешехода. Здесь люди делают свои первые метры, чтобы в дальнейшем, возможно, стать частью велодвижения.
Но если взглянуть на план развития нашего города, заметно: в проекты, которые будут реализованы на той же Нижневолжской набережной, включено строительство велодорожек.
В новых жилых микрорайонах такие велодорожки должны быть обязательно. Этого уже требует федеральное законодательство. По экспертной оценке, в нашем городе в ближайшие 10 лет число велосипедистов может увеличиться до 5% общего числа населения: 65 тыс. человек в Нижнем не пользуются автомобилем! Невозможно представить себе больший вклад в устойчивое экологическое развитие города.
- Отказ от автомобиля в пользу сохранения экологии? Получается, велосипедисты - люди с высокой социальной, гражданской ответственностью?
- Любой человек, который хочет в Нижнем жить, работать, воспитывать детей, должен осознавать меру ответственности за устойчивое экологическое развитие города. Велосипедист - это, безусловно, социально ответственный человек. Он понимает, какую пользу приносит городу, окружающим людям, себе своим волевым решением отказаться от машины в пользу экологически чистого вида транспорта.
Не надо забывать: велосипед не так удобен, как машина. Можно попасть под дождь, обгореть под солнцем, устать от физических усилий. Когда ты сидишь в машине, те же капризы природы тебя мало волнуют, ты расслаблен - всё делаешь в угоду своим эгоистичным интересам, не задумываясь, что твоим детям через 10 лет от углекислых газов дышать будет нечем. Или вот есть яма на дороге, существует механизм подачи заявок о подобных проблемах, а значит - их устранения. На автомобиле вы мимо этой ямы промчитесь, а велосипедист её увидит и сможет отреагировать. Это тоже шаги к формированию гражданского общества.