Примерное время чтения: 6 минут
380

А что вы носите? Реально ли одеться в нижегородское

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 21/06/2017
В кризис многим пришлось вспомнить, что они умеют шить. А местные фабрики нижегородцам одеваться не помогают.
В кризис многим пришлось вспомнить, что они умеют шить. А местные фабрики нижегородцам одеваться не помогают. / Ирина Гладунко / АиФ-Нижний Новгород

Китай. Или шейте сами

В стоковом магазине не протолкнуться - люди хватают майки за 199 руб., брюки за 500, плащи за 700. В кризис в подобных бутиках аншлаги.

«Мы здесь одеваемся всей семьёй - в таких магазинах можно купить недорого и брендовые вещи, и китайский ширпотреб, - рассказывает мама двоих детей Светлана Семенова. - Конечно, нижегородской одежды здесь не встретишь. Да и есть ли она в природе? Мы давно не видели».

По словам молодой мамы Елизаветы Черновой, сейчас очень трудно найти в магазинах красивую качественную одежду по доступной цене, поэтому умелицам приходится самим шить.

Между тем люди вспоминают, как ещё несколько лет назад покупали пальто, костюмы, юбки - и всё от местных фабрик. Например, у преподавателя танцев из Москвы Натальи Бабкиной в гардеробе четыре пальто нижегородской швейной фабрики «Маяк», которая закрылась в 2015 году - на пороге столетия.

«Мне очень нравились пальто нижегородской марки. Сколько лет, а они как новенькие! Они и сейчас современны».

Город без пальто?

И в советские времена, и даже ещё в начале 2000-х фабрика входила в десятку лучших швейных предприятий страны. Из Нижегородской области отправляли одежду в Москву, на Урал, были зарубежные контракты. Но с конца 1990-х фабрика постепенно пришла в упадок, оборудование распродавали, площади сдавали в аренду. Весной 2015 года областные власти разорвали с предприятием договор об аренде помещения в здании, памятнике архитектуры («Комплекс банка Рукавишникова» - объект культурного наследия федерального значения). А собственники на других площадях производство развивать не стали. По данным минпрома региона, последние остатки производства закрыли в мае 2016 года «в связи с ростом курсовой разницы и повышением себестоимости готовой продукции». От коллектива в 500 человек (в том числе швей по договору подряда) осталось 70 человек, которых трудоустроили на другие швейные фабрики региона (заводы по пошиву верхней и спецодежды, школьной формы и постельного белья).

«Одна из причин закрытия такого предприятия - в том, что продукция стала неконкурентоспособной, - считает директор департамента Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Сергей Стешов. - В советские времена цены на сырьё были одинаковы для всех, и подобные заводы создавали там, где были свободные площади, рабочая сила. В постсоветский период сложился дисбаланс цен: так, в Иванове текстиль гораздо дешевле, чем в Нижнем. В нашем регионе не было своего текстильного производства, а значит, не было сырья для швейных предприятий, ткани закупали. Поэтому себестоимость продукции была высокой. Предприятиям приходилось выживать - снижать цену, соответственно уменьшалась прибыль, невозможно было модернизировать производство. От закрытия таких фабрик потеряла экономика региона. Но это рыночные отношения!»

Правда, в министерстве промышленности области заявили: в последние годы в регионе открылись новые перспективные швейные производства, ориентированные на выпуск импортозамещающей продукции. Но почему-то нижегородцы мало знают об их продукции.

Дизайн по-нашему

«Сегодня даже известные бренды шьют одежду в Китае. Поэтому можно сказать, что, покупая зарубежные товары, мы носим китайское. Нижегородской одежды на прилавках, к сожалению, не вижу. Я знаю из соцсетей, что можно купить дизайнерскую одежду, сделанную у нас. Но это далеко не массовая одежда, да и стоит она дороговато, - рассуждает домохозяйка Ирина Копосова. - Мне проще дождаться распродажи известной марки и купить модную вещь сравнительно недорого».

Наши модницы признают: сейчас нижегородское - в основном произведение местных дизайнеров. По словам маркетолога Анны Сафоновой, у некоторых мастеров товары расходятся как горячие пирожки, даже очередь на них существует. Дизайнеров обычно советуют друг другу, свои товары в основном рекламируют через соцсети, через редкие шоу-румы, но широкому кругу горожан они часто и неизвестны, и недоступны по цене.

«В Москве я встречала магазины с вещами столичных дизайнеров по невысокой цене. Они сами объединяются, платят за аренду, порой сами стоят за прилавком, - рассказывает маркетолог. - Немного похоже на вещевой рынок, но можно найти вещицы в единственном экземпляре, подчас недорого».

Пока в Нижнем открыли один магазин, где можно найти одежду нижегородских дизайнеров. Но местные мастера останавливаться на этом не собираются. Сейчас в регионе есть все возможности для создания альтернативы импортному массмаркету и возрождения собственной отрасли по производству одежды: швейные предприятия, дизайнеры и торговые сети.

Бюджет поможет шить

Дизайнер, руководитель координационного совета кластера лёгкой промышленности Нижегородской области Ольга Рыхлова:

«Сейчас мы ведём переговоры с различными швейными компаниями региона. В Нижегородской области несколько десятков предприятий такого профиля - есть и фабрики, и совсем небольшие швейные артели. До недавнего времени основным направлением их работы был пошив рабочей одежды и школьной формы.

Но я уверена: региону нужна своя швейная отрасль. Мы переориентируем предприятия, наладив их сотрудничество с нижегородскими дизайнерами, которые специально для наших швейников разрабатывают линейку повседневной одежды. Принято считать, что дизайнерская одежда - это что-то для особого случая, что-то такое, что в повседневной жизни носить нельзя. Это не так. Дизайнерская одежда - это красиво, удобно и качественно. Кто откажется от таких вещей?

С несколькими производителями договорённости уже есть, с другими всё на стадии согласования. Нам обещана поддержка из областного бюджета. В первую очередь планируем запустить линейку женской одежды, затем - мужской и детской».

Точка зрения

Эксперт по потребительскому рынку, гендиректор консалтинговой компании Юрий Кузьмичев:

«Сегодня российскому бизнесу, в частности, в сфере лёгкой промышленности, тяжело выживать - с китайскими товарами сложно конкурировать по цене. И далеко не все товары из Поднебесной низкого качества. В Китае выпускают не только товары no name - на местных фабриках шьют одежду коллекции для многих мировых брендов.

Очевидно, что нижегородцы не готовы переплачивать только за марку «Сделано в Нижнем Новгороде». И даже если закрывается местная фабрика, люди не будут ходить в лохмотьях. Они перешли с нижегородских товаров на продукцию в том числе и зарубежного производства.

Одежды нижегородского производства сейчас я в продаже не вижу. Региону пошло бы на пользу, если бы лёгкая промышленность развивалась - это и рабочие места, и налоги в бюджет, и движение в бизнесе. Главное - чтобы в непростое время продукция отвечала таким требованиям потребителей, как низкая цена и приемлемое качество».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно