В дискуссии приняли участие председатель комитета
по информационным технологиям и связи Нижегородской области Пётр Плетнёв, заместитель генерального директора - директор Нижегородского филиала ОАО «ВолгаТелеком»
Всё зависит от пользователей
Непосредственно перед проведением «круглого стола» мы предложили посетителям нашего сайта ответить на вопрос: «Устраивает ли вас качество доступного вам Интернета?». Голоса распределились так:
- 41% - нет,
- 23% - вполне,
- 18% - конкуренция слабая, и дорого.
Результаты прокомментировал Пётр Плетнёв:
- Лет 10 назад в нашем регионе кроме коммутированного доступа к сети Интернет (через телефонную линию) никаких других не было. Люди пользовались скоростью 34 килобит в секунду и были довольны. Я, например, был счастлив, когда смог посмотреть изображение с веб-камер из разных уголков мира. Технологии на месте не стоят, и некоторых сейчас уже не устраивают те высокие скорости, которые предлагаются нашими операторами. В Нижнем Новгороде это может быть и 100 мегабит в секунду. Многое зависит от потребностей людей. У нас был такой случай, когда нижегородец задал вопрос президенту России, что его не устраивает скорость подключения к Глобальной сети. Стали разбираться и выяснили, что человек пользовался скоростью в 128 мегабит в секунду, истратил за первые дни весь трафик, а когда у него скорость упала (по условиям договора), он начал жаловаться, что у него плохой Интернет.
Не только в Нижнем, но и в районы области
В Нижнем Новгороде Интернет достаточного качества доступен в каждом районе. А вот по области еще остаются вопросы.
- Обеспечить качественный доступ в интернет в области под силу только крупным структурам, подобным «ВолгаТелеком», так как это требует масштабных инвестиций. Именно такие компании могут сделать услуги скоростного Интернета доступными и массовыми. На сегодня «ВолгаТелеком» предоставляет доступ в Интернет жителям всех районов нашего региона. Причем в большинстве районов можно воспользоваться услугами скоростного широкополосного доступа по технологии ADSL.
В области мы активно развиваем волоконно-оптические сети. Уже построены два оптических кольца, которые охватили южные районы. Использование кольцевых структур обеспечивает надежность, отказоустойчивость и безопасность: если вдруг кабель где-то повреждается, схема восстанавливается в считанные секунды. Неделю назад мы запустили «по оптике» подключение на Бору, в Ковернино и Семёнове. Это позволит в десятки раз увеличить скорость доступа в Интернет для абонентов Городецкого, Ковернинского, Семеновского и Борского районов, а в будущем - и северных районов области. В целом, абонентам в районах (за исключением северных) скорости подключения доступны такие же, как и в Нижнем Новгороде.
Конечно, существует немалое количество абонентов коммутированного доступа (в «ВолгаТелеком» - это 125 тысяч абонентов). Это люди, которым нет необходимости тратить в месяц больше 100 рублей – они лишь проверяют почту и посещают несколько сайтов. Но в основном и в Нижнем Новгороде, и в области люди выбирают скоростной широкополосный доступ в Интернет.
Кроме того, к Глобальной сети, в рамках нацпроекта «Образование», мы подключили все общеобразовательные учреждения региона, в том числе и районные. Большого дохода это не приносит, но для нас важна социальная значимость нашей работы. Стоит отметить, что большая часть трудностей в этом проекте связана с недостатком квалификации учителей при подключении и настройке программного обеспечения.
Александра Шарова:
- Компания «Сенди» подключила 310 000 квартир по технологии «Оптика до дома» со скоростью доступа 100 мегабит в секунду.
Евгений Пучков:
- Мы осуществляем эфирное подключение, главное наше преимущество – мы можем подключить к Интернету через эфир там, где ещё не проложен кабель. Конечно, есть проблемы с радиопазоном, который засорен нелегальными пользователи, отсюда не всегда получается оказывать качественные услуги. С этим нужно бороться Радиочастотному центру. Мы создали много каналов в районах области. Конечно, вышки, которые мы возводим, очень дороги. Поэтому и связь дорогая. Наша компания идёт туда, куда остальные пока физически не могут дойти.
Очередей из абонентов не будет
- В последнее время рост желающих подключиться к Глобальной сети возрос в разы. Скоро так и очереди появятся из абонентов, ждущих рассмотрения своей заявки.
- Мы справляемся со всеми заявками. С другой стороны, для подключения по технологии ADSL на существующей телефонной линии требуется время, чтобы протестировать техническую возможность подключения. Очередь бывает в основном локальная, люди ждут максимум 2-3 дня. В самых трудных случаях чуть больше. Мы выполняем те условия, которые прописаны в договоре с абонентом.
Александра Шарова:
- Честно сказать, мы были не готовы к такому притоку абонентов, поэтому нам пришлось на ходу перестраивать все процессы в организации. Думаю, другим операторам это тоже знакомо. Раньше мы подключали 100 абонентов в месяц и были довольны. Когда пошли тысячи, стало тяжелее. Представляете, чтобы обработать и удовлетворить одну заявку, должны быть задействованы все службы компании: финансовые, технические, бухгалтерия, сервисные, обслуживающие. А люди хотят подключиться быстро. Поэтому мы в течение полугода отслеживаем скорость реакции наших сотрудников на звонок абонента. У нас теперь человеку перезванивают и договариваются о времени установки максимум через день. Раньше это занимало больше времени. Все конкурентноспособные компании должны стремиться к тому, чтобы абонент не ждал больше трёх дней. Правда, есть провайдеры в Нижнем Новгороде, которые абонентов «маринуют» по месяцу и больше.
Конкуренция там, где платежеспособное население
- А достаточно ли операторов на нижегородском рынке, чтобы удовлетворить желание всех клиентов? И достаточно ли развита конкуренция в нашем регионе?
Пётр Плетнёв:
- 10 лет назад у нас было больше 30 провайдеров в регионе. Выжили те, кто начали строить свои опорные сети. По области в настоящее время сети строит только «ВолгаТелеком». Остальные работают в Нижнем Новгороде.
Александра Шарова:
- Конкуренция зависит от платежеспособности населения. К примеру, в Верхних Печерах конкурируют 6 операторов, предоставляющих широкополосный доступ. А в отдалённых уголках Автозавода спрос у населения очень низкий. Поэтому там, где людям есть чем заплатить за услуги, конкуренция высока. Конечно, это информационное равенство нарушает. Но с другой стороны, для того, чтобы построить сети, мы должны на существующих заработать средства на строительство.
Мы привыкли рассуждать, что чем больше конкурирующих фирм, тем ниже цена. В ситуации со связью дело обстоит по-другому. Провайдер – продавец трафика. Клиенту безразлично, как организовано подключение к сети Интернет. Для него принципиально, за какие деньги и какой сервис этот провайдер может обеспечить. И маленькие компании, только выходящие на рынок, оказываются в жестоких и неравных условиях, им очень сложно перейти порог безубыточности. А большие операторы окупаются и имеют ресурсы для развития собственной сети. Конечно, бизнес красивый, пока с ним не столкнёшься. На деле получается, что внешний трафик маленькая фирма покупает в разы дороже, чем работающий на собственных сетях большой оператор. Мы много видим появлений на рынке таких фирм, которые очень быстро опускают голову. Я считаю, не в том счастье, чтобы было 100 операторов, а в том, чтобы было несколько, которые бы на смерть бились за абонента, понижая цену и улучшая качество связи. С пятью копейками на рынок связи сейчас выходить нельзя.
- Как вы оцениваете тарифную политику провайдеров?
- Любая успешная в бизнесе компания учитывает определенные законы рынка. В соответствии с ними, на сегодняшний день уровень цен на услуги ШПД должен не только позволять привлекать дополнительных абонентов, но и давать возможность компании получать на рынке тот доход, который позволит привлекать необходимые инвестиции в развитие технической инфраструктуры, систему абонентского обслуживания клиентов, биллинг, развитие новых услуг и т.д. Надеюсь, что «ВолгаТелеком» удается находить этот баланс: в 2007 году мы существенно изменили уровень цен на услуги ШПД, снизив тарифы на 41% (практически, сравняв по стоимости с тарифами на местную связь). Это позволило сделать наши тарифы конкурентоспособными и значительно увеличить абонентскую базу, при этом продолжать вкладывать серьезные инвестиции в модернизацию сети. В целом, тарифные политики провайдеров, предоставляющих услуги доступа в Интернет в Нижнем Новгороде, примерно равны и находятся в одной ценовой категории. Различие в ценах на услуги ШПД составляет, в среднем, плюс минус 15%. По сравнению со столицей цены безусловно выше, так как местные провайдеры вынуждены закладывать в стоимость мегабайта оплату за трафик на участке магистрали Москва-Н.Новгород, не зависимо от того, в собственности эта магистраль у провайдера или в аренде.
Площадка для дискуссий
Осенью прошлого года была высказана идея создать в нашем регионе общественную организацию, которая должна объединить операторов и пользователей Интернет.
Пётр Плетнёв:
- В Казани есть ассоциация пользователей Интернет и провайдеров, и мне показалось интересным организовать подобную организацию у нас, чтобы она была площадкой для обсуждения и решения проблем, для вынесения предложений.
- Общение всегда полезно. И мы стараемся приглашать к прямому диалогу потребителей даже с резко критическими замечаниями, чтобы понять, где концентрируются их интересы. Но мне кажется, единых устремлений объединиться у Интернет-сообщества региона пока нет. Обычно у нас дружат против кого-то. Кроме того, выдвигаются идеи, чтобы всё было бесплатно и на максимальной скорости. Если бы нашёлся такой объединяющий «двигатель», было бы полезно всем: и контент-, и телекомпровайдерам. Мы за то, чтобы такие ассоциации были. А объединить могут создатели сайтов, интерактивных сервисов - те, кто не «привязан» напрямую к телекоммуникационному бизнесу.
Александра Шарова:
- Есть очень похожий бизнес, который идёт впереди Интернет-провайдеров. Это сотовая связь. Они часто встречаются с клиентами. А насчёт нашей ассоциации встаёт вопрос – что конструктивного мы услышим. Что клиенты хотят, мы знаем: как можно больше, и как можно дешевле.
Доступ хороший – сайты плохие?
Взгляды на перспективы развития провайдерства у участников круглого стола разделились.
Пётр Плетнёв:
- На Западе к сети Интернет подключены 80 процентов людей. У нас самые оптимистичные цифры – 25 процентов. Поэтому нам есть, куда расти. Рынок далёк от насыщения. Будем двигаться к западным показателям.
- Думаю, пройдёт ещё года два, и квалификационный уровень пользователей существенно повысится. Абоненты будут общаться с Интернетом также легко, как сейчас с мобильными телефонами, в которых много разнообразных функций и сервисов.
На коллегии Минсвязи России по итогам 2007 года шла речь об изменении парадигмы нацпроекта «Универсальная услуга связи» в новую - «широкополосный доступ в каждое домохозяйство». При официальном объявлении запуска проекта и принятии необходимых нормативных документов это действительно будет качественный скачок в развитии широкополосного Интернета.
Со своей стороны мы делаем многое для того, чтобы наша сеть передачи данных была адекватна не только сегодняшним, но и завтрашним потребностям рынка. Стремительный рост количества абонентов ШПД требует от нас увеличения капитальных вложений в модернизацию сети. На 2008 год инвестиционная программа Нижегородского филиала ОАО «ВолгаТелеком» составляет более 1 млрд. 300 тысяч рублей, основным акцентом которой является развитие услуг широкополосного доступа, причем не только по технологии xDSL, но и по технологии FTTB/FTTH. При модернизации АТС в этом году мы будем монтировать мультисервисное оборудование с элементами NGN (Next Generation Network – сети следующего поколения), которое обеспечит высококачественную передачу речи, высокоскоростную передачу видео и данных на основе технологии коммутации пакетов. В результате наши абоненты получат возможность доступа к конвергентным услугам Triple Play - сервисного пакета из "быстрого" Интернет, цифрового ТВ и телефонии.
Александра Шарова:
- Конечно, с ростом числа абонентов резко увеличивается нагрузка на аппаратуру. Поэтому в какой-то момент провайдер встаёт перед необходимостью в короткие сроки заменять всё оборудование связи его сети. Поясню, вся сеть состоит из оптики, ресурс которой достаточно большой, и оборудования связи, стоящего на узлах сети. Если менять второе, возможности оптического кабеля можно только увеличивать. Но если его своевременно не менять, именно здесь будут и проблемы. Пока спрос растёт, у операторов будут средства, чтобы менять это оборудование.
Назревает другая проблема. Из всего разнообразия способов подключения к Интернету по всей территории Нижнего Новгорода человек может выбрать то, что ему необходимо: либо коммутированный доступ, либо скромный безлимитный тариф, либо качественный широкополосный Интернет. Операторы лишь доставляют сигнал. Но в Глобальную сеть выходят ради сервисов и сайтов, которых, к сожалению, не так много в Рунете, как нам бы хотелось. Мало сейчас новых интересных сервисов Интернет-ресурсов. Оказалось, что построить сети, подключить клиентов гораздо проще, нежели придумать сервисы, которые бы людей привлекали. Эта проблема быстро не решится. А нижегородские ресурсы – лишь приятное дополнение к общероссийским. Если ограничить нижегородцев только местными сайтами, Интернет в нашем регионе, конечно, не умрёт, но желающих подключиться к нему будет намного меньше.
Хорошо, что сейчас появляются операторы беспроводного доступа к Глобальной сети, которые приучают нижегородцев пользоваться Интернетом всегда и везде. Поэтому нижегородцы с удовольствием возвращаются домой, располагаются поудобнее возле домашнего компьютера с широкополосным доступом и в своё удовольствие пользуются сервисами Глобальной сети.