ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ банки один за другим запускают дистанционное онлайн-обслуживание своих клиентов. Для занятых москвичей это настоящий подарок. Однако у виртуального банка есть как плюсы, так и существенные минусы.
Об экономии
ПОНЯТИЕ "интернет-банкинг" означает, что на сайте банка вы имеете специальный ящик. Войти в него возможно лишь под своим секретным паролем и логином (их вы получаете в отделении банка, где открыт ваш счёт). Через этот ящик можно управлять собственными средствами с любого компьютера, подключённого к Сети.
- Система позволяет клиентам банков получать информацию о состоянии своих счетов, совершать межбанковские переводы, переводы между клиентами внутри банка, а также делать перечисление средств между своими счетами: например, со счёта банковской карты пополнить вклад или погасить кредит и т. д., - рассказал "АиФ" начальник управления маркетинга Московского кредитного банка Денис Кагане. - Также возможны мгновенные платежи в пользу широкого списка конечных получателей - по аналогии с популярными у населения платёжными терминалами (например, заплатить за телефон и коммунальные услуги).
Ещё недавно для подобных манипуляций нужно было приехать в отделение банка и написать заявление, а сегодня достаточно нажать пару кнопок на клавиатуре. В перспективе - виртуальная покупка паёв, приобретение драгоценных металлов. По данным аналитической компании "Harris Interactive" ("Харрис Интерактив"), в среднем использование онлайн-банкинга экономит до пяти часов в неделю, а 21% пользователей сообщили, что вовсе избавились от надобности лично приезжать в банк. На электронных платежах вы значительно экономите деньги. К примеру, за оплату образовательных услуг в банке с вас возьмут около 3% комиссионных. А за оплату через Интернет - всего 10 руб. Абонентская плата за услугу незначительна - порядка 2-3 долл. в месяц, однако и она уходит в прошлое. В большинстве крупных банков услуга уже сейчас предоставляется бесплатно.
О мошенниках
ПО ТЕМПАМ роста клиентов данной услуги Россия обгоняет европейские страны и даже США.
- Там рост количества пользователей интернет-банкинга сдерживается, поскольку люди боятся хакеров, взламывающих банковские системы, - говорит директор банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков. - Наши соотечественники пока меньше думают о подобной опасности.
А зря... Впрочем, банки создают свои современные системы защиты, которые должны оградить средства клиентов от воров.
- Хакеры совершенствуют методы, а банковские программисты придумывают всё новые уровни защиты, - говорит директор департамента IT-технологий Алексей Поддубный. - Например, одна из новинок: в момент входа в систему на мобильный телефон клиента сервиса отправляется sms. В нём содержится информация о факте входа и индивидуальный одноразовый сеансовый ключ. Только введя его в специальное поле на компьютере, клиент сможет осуществить какую-либо операцию с деньгами. Причём для каждой новой сессии (то есть входа в банковский ящик) генерируется новый уникальный код.
Эту функцию можно подключить, написав заявление в банке. Ещё одно распространённое мошенничество - создание фальшивого сайта-двойника. Если пользователь введёт на нём свои данные, они станут известны мошенникам, которые сами их и используют, только уже на оригинальном сайте. Поэтому каждый раз, заходя на страницу банка и входя в систему, стоит быть предельно внимательным.
МНЕНИЕ
ЭКСПЕРТА
Технический директор Центра исследования
компьютерной преступности Денис ПАНКРАТОВ: - Чтобы не стать жертвой
мошенников, никогда и никому не сообщайте свой пароль и логин для входа в систему
интернет-банкинга. Известен случай, когда большому количеству клиентов одного
уважаемого банка пришла рассылка, в которой говорилось, что для продления
услуги интернет-банкинга нужно заполнить анкету, указав в ней все секретные
сведения. Это оказалось акцией мошенников, которые выманивали данные. Потому
что банк или другая финансовая организация никогда не будет требовать
пересылать пароли по электронной почте.
Кстати
Полезная опция для банковских клиентов - sms-оповещение о всех операциях со счётом,
привязанным к пластиковой карте клиента. Наша читательница Елена Р. провела
новогодние праздники в Таиланде, где расплатилась в гостинице кредитной картой.
Каково же было её удивление, когда из сообщения, пришедшего ей на мобильный
телефон через 10 секунд, она узнала: с карты списано ровно в два раза больше
средств, чем нужно. Без функции sms-оповещения она узнала бы об этом, только приехав в Москву и просмотрев
свой счёт в банкомате. Вернуть
деньги было бы уже невозможно.