Здесь был Пётр
Вот, к примеру, несуществующий ныне дом № 55, в котором когда-то размещалось Нижегородское казначейство. В 1722 году, когда Пётр Первый отмечал в Нижнем Новгороде своё пятидесятилетие, здесь располагалась свита царя. Таким образом, здание построено не позднее начала XVIII века. Я думаю, что даже раньше. Мне пришлось в 50-е годы XX столетия держать в руках купчую на этот дом, где значилась дата 1610 год. Бумага купчей очень толстая, заглавные буквы - красные, строчные - чёрные. С угла на бечёвке свисала сургучная печать. Дом купили Извольские. А в конце прошлого века это здание помешало строительству котельной, и его снесли.
Царь Пётр в свой второй приезд в Нижний Новгород останавливался в доме № 52 - палатах Пушникова. (В первый раз, в 1695 году, царь жил в палатах Чатыгина, ныне известных как Домик Петра. - Ред.). Вообще вся эта территория называлась Пушкарской слободой и обитали в ней многочисленные ратные люди. Считается, что до нашего времени дожили только три жилых дома того времени - палаты Олисова (пер. Крутой, 8), Пушникова (ул. Гоголя, 52) и Чатыгина (ул. Почайная, 27).
По следам Хитяевой
Дом № 44 - первая подпольная типография РСДРП в Нижнем Новгороде. Есть версия, что она первая и в России. Сейчас РСДРП не в моде, но история есть история...
Дом № 19 - одноэтажный особняк с мезонином. На стене доска, что здесь жил писатель Евгений Чириков. До и после войны в доме был КОГИЗ, переименованный впоследствии в ОГИЗ. В мезонине проживал артист драмтеатра Белокринкин со своей женой Людмилой Хитяевой. Затем она уехала в Москву. Поговаривали, что актрису “умыкнул” режиссёр Исидор Анненский (кинокартины “Анна на шее”, “Медведь”, “Первый троллейбус”, “Свадьба” и др.). Хитяева известна зрителям по фильмам “Екатерина Воронина”, “Тихий Дон” и другим.
Про дом № 2 (на снимке) шла нехорошая слава, что среди жильцов есть человек, который непосредственно приводил в исполнение расстрельные приговоры.
Загадки родного дома
И вот, наконец, мой родной дом № 26. Его можно назвать одним из последних могикан на улице Гоголя. Вероятно, он не моложе палат Пушникова. Со двора на уровне второго этажа чётко виден заложенный кирпичом дверной проём. Имеется подвал, который, вероятно, когда-то был первым этажом. С торца дома, обращённого в сторону улицы Нижегородской, хорошо просматривается заложенная кирпичом арка, находящаяся ниже уровня земли. Думаю, когда пускали трамвай по улице Гоголя, пришлось один этаж утопить. Кроме того, в погребе сарая, примыкающего к дому во дворе, на глубине более двух метров имеются окна в кирпичной кладке. На уровне пола нынешнего третьего этажа по периметру дома внутри стены заложен стягивающий обруч. В семидесятых годах при устройстве водопровода и канализации пришлось вскрывать полы между этажами. Под нижним полом оказался второй пол, а в нём люк. Значит, всего четыре этажа. У меня возникло предположение, что здание было самым высоким в округе и могло служить пожарной вышкой.
В 60 - 90-е годы в нашем доме жила женщина, работавшая экскурсоводом. Она говорила, что зданию более трёхсот лет. Какими сведениями она пользовалась - не знаю. До прошлого года на уровне окон второго этажа висела табличка, что дом застрахован в Северном обществе в 1891 году. Но кто-то её снял. Хотелось бы знать, как сложится дальнейшая судьба дома № 26 по ул. Гоголя.
Подземный ход существовал!
Перед революцией в палатах Пушникова жил священник по фамилии Цыганов, служивший в церкви на Сергиевской улице. С детьми Цыганова дружил мой отец. Он рассказывал, что в подвале этого дома есть дверь в подземный ход, ведущий в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся на самой окраине тогдашнего Нижнего Новгорода.
О том, что такой ход действительно был, свидетельствуют косвенные данные. Когда на месте снесённого дома № 27 по улице Гоголя строили особняк (на снимке), то при рытье котлована на глубине порядка двух метров обнаружили кладку из красного кирпича. Небольшой туннель уходил в сторону улицы Ильинской перпендикулярно улице Гоголя. Потолок выложен сводом, высота и ширина туннеля 80 и 100 см. Туннель был завален, так как интереса к нему никто не проявил. А во дворе соседнего с ним дома № 25 в метре от стены лежал толстый лист железа, закрывающий глубокое отверстие. Я был тогда ребёнком, вместе с приятелями мы отодвигали крышку, бросали вниз камни и долго ждали звука - всплеска воды. А в начале 60-х годов в двадцати метрах от дома № 19 образовался провал глубиной несколько метров.