ПО СУТИ, дистанционной называют обычную заочную форму обучения, но с применением современных технологий. И онлайн-студент контактирует с учебным центром намного чаще, чем обычный заочник.
Выглядит это так: в Сети на специальном сайте центра или вуза выкладываются всевозможные учебные материалы - учебники и тесты, лекции и консультации в видеоформате. Зачастую вместе со стенограммами. Размещают здесь и демонстрационные контрольные, зачётные работы. Доступ к данным материалам имеют лишь ученики и преподаватели - для входа на сайт требуется пароль.
- Студенты имеют индивидуальные планы работ. Каждый из них знает, в какое время нужно выполнить тесты, когда сдать электронный экзамен, - рассказывает руководитель одного из коммерческих центров дистанционного обучения Николай Носов. - А педагог в случае надобности постоянно на связи - ему можно написать электронное письмо, оставить сообщение на форуме или “постучаться” в ICQ.
Виртуальное образование может быть высшим, средним или дополнительным. Сегодня “вышку” можно получить даже в некоторых государственных вузах (например, в Московском государственном университете печати, в Московском авиационном институте), а школьники имеют возможность дистанционно окончить 10-11-й классы (в рамках экстерната и индивидуального обучения). Таким же образом можно “образоваться” дополнительно - повысить квалификацию на спецкурсах. Самые распространённые и популярные варианты таких курсов - обучение менеджменту, информационным технологиям, иностранным языкам.
Однако такое удобство может стать врагом качества. Ведь в “виртуальном образовании” ученика практически никто не контролирует.
- Тесты, контрольные, присланные по почте, и рефераты неизвестного происхождения не могут быть показателем знаний, - считает кандидат филологических наук, преподаватель русского языка Анна Александрова, - ведь на реальном экзамене наличие знаний у студента можно проверить по его глазам.
Кроме того, интернет-учёба подходит людям, склонным к самоорганизации и самоконтролю.
- Они могут обучаться без участия коллектива, - объясняет психолог Олег Виноградов, - а вот многие флегматики и, как ни странно, холерики должны обязательно заряжаться от соседа по парте энергией и жаждой знаний.
Фото Ирины МОИСЕЕВОЙ
«ЗА»
Расстояние не помеха
Валентин Гуров, исполнительный директор Ассоциации негосударственных вузов России:
- Данная форма образования очень удобна и полезна, сейчас она активно развивается.
Первый плюс - дистанционное обучение стимулирует студента к самостоятельной работе. Это намного продуктивнее, чем приходить на реальную лекцию и спать в аудитории или играть с соседом в «крестики-нолики».
Вторая позитивная черта - такая форма требует, чтобы студент постоянно осваивал новые компьютерные программы, был с техникой на ты - это, безусловно, помогает в жизни.
Особенно пригодится дистанционное обучение в глубинке, центры его активного развития - в Краснодарском крае, в Вологодской и Орловской областях, где ученикам накладно выезжать каждый день учиться в университетах.
Кроме того, дистанционные курсы и программы повышения квалификации позволяют специалистам всегда оставаться на высоком уровне, совершенствуя свои навыки в духе времени, без отрыва от производства. А свидетельства о получении образования вполне конкурентоспособны - в вузах выдаётся диплом единого образца, в котором, кстати, не указывается, что вы обучались по Интернету.
«ПРОТИВ»
Будьте аккуратнее
Под дистанционное образование маскируются сомнительного качества курсы: организаторы требуют перевести им деньги (банковским переводом или электронными «рублями»), после чего обещают выслать вам материалы и задания, а по итогам - сертификат.
- У настоящего центра дистанционного обучения обязательно должен быть реальный офис, и договор на обучение и оплату необходимо заключать там, - советует юрист Наталья Лыкова. - Проверьте наличие у центра лицензии - если её нет, сертификат об окончании таких курсов вообще не будет котироваться.