Ежедневные многочасовые школьные занятия, домашние задания, различные кружки, секции, дополнительные нагрузки - всё это современным школьникам приходится совмещать. И это не может не оказать отрицательного влияния на их здоровье. Одно из самых распространённых заболеваний - сколиоз и нарушение осанки.
Напомним, что сколиозом называют боковое искривление позвоночника. Чаще всего возникает в период интенсивного роста, то есть в возрасте от 5 до 15 лет. Принято связывать развитие сколиоза с неправильным положением за партой. При выраженном сколиозе наступает перекос таза, нарушается походка (плоскостопие), страдают функции лёгких и сердца, внутренние органы опускаются.
- В нашей школе почти 20 процентов воспитанников страдают ярко выраженным сколиозом, - говорит директор нижегородской детской школы искусств № 9 Светлана Горюнова. - А между тем при занятиях за музыкальным инструментом особенно нужны правильная осанка и координация движений!
По данным медицинского кабинета средней школы
№ 113 Нижнего Новгорода, около 65% учащихся имеют нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, в том числе и сколиоз.
В обеих школах врачи говорили о том, что для предотвращения сколиоза необходимо:
* больше времени уделять правильным физическим нагрузкам. Занятия плаванием, волейболом, лыжами, баскетболом помогают нашему позвоночнику находиться в тонусе;
* держать спину ровно, избегать резкого подъёма тяжестей, покупать удобную обувь.
Для тех, у кого уже есть нарушения, рекомендуется специальная корригирующая гимнастика. Но ни в той, ни в другой школе она не проводится. Чтобы заняться специальными упражнениями, требуется получить направление на лечебную физкультуру в поликлинике.
Фото Татьяны БЫКОВОЙ
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Начальник отдела дошкольного и общего образования департамента образования Нижегородской области Виктор Шмелёв:
- Все программы, по которым ведётся преподавание, должны соответствовать государственным стандартам. В этом документе определено всё то, чему в школе должны учить детей. Стандарты были утверждены в марте 2004 года.
Однако соответствие госстандарту не означает того, что программа не может быть дополнена. В рамках 10 - 15 процентов учебного времени преподаватель физкультуры вправе ввести те упражнения, которые считает необходимыми. Здесь требуется тесное взаимодействие медиков и педагогов. Учитывая рекомендации врача, на основании листа здоровья школьников учитель может проводить корригирующую гимнастику.