Примерное время чтения: 6 минут
1680

Школа выживания. Кто заботится о здоровье учеников?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 20/05/2014
Подопечных у школьного врача, работающего на полную ставку, не меньше 1000 человек.
Подопечных у школьного врача, работающего на полную ставку, не меньше 1000 человек. АиФ-Нижний Новгород

Помните медкабинет в родной школе? Лет пятнадцать назад это было место, где все недуги лечили с помощью градусника и зелёнки. Похоже, спустя десятилетия в нижегородских школах немногое изменилось. Лучше всего просто не болеть…

Болейте по расписанию

- Семикласснице на занятиях стало плохо, - рассказала «АиФ-НН» одна из родительниц. - Учительница отправила её домой - дала в сопровождение подружку. Конечно, это взрослые дети, но всё же дети. Девочка была в полуобморочном состоянии, кто бы ответил, если бы ей по дороге стало ещё хуже?

С недавних пор в этой же школе медкабинет работает 3 дня в неделю, расписание висит на двери. Плохо себя чувствуешь - иди к классному руководителю. Он может при необходимости связаться с родителями и санкционировать уход домой. А вот что делать, если у классной методический день, а у врача с медсестрой - нерабочий?

Что же происходит в школьных медпунктах, как сказывается на них дефицит медицинских кадров и порой жёсткая оптимизация сети медучреждений?

Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях закреплён Приказом Минздрава РФ № 822н от 5 ноября 2013 года.

- Штат медицинских сотрудников и график их работы зависит от численности детей, - поясняет Виктор ШМЕЛЁВ, начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области. - По нормативу один врач-педиатр приходится на 1000 учеников и одна медсестра на 100-500 обучающихся. Сегодня в области редко найдётся школа на 1000 детей, поэтому, как правило, врачи там работают на полставки - через день или в определённые часы, в то время как медсестра дежурит постоянно. В областном центре школы с численностью 1000 и более учащихся встречаются значительно чаще, например, школа №187, лицей №8, следовательно, и врачи в них находятся постоянно.

Дел у школьного доктора и медсестры больше, чем может показаться на первый взгляд. Врач-педиатр не только оказывает первичную медпомощь, вызывает «скорую» или направляет больных учеников в медорганизации, но и следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований, проводит иммунопрофилактику, периодические медосмотры… Медсестра дублирует и подменяет врача в рамках своих компетенций.

Кстати
Если у вас есть сомнения в компетентности школьного медперсонала или вопросы к оснащению медпункта, первым делом обратитесь к руководству школы. За всё, что происходит с детьми в классах, спортзале, медкабинете и школьном дворе, отвечает директор. Если с директором понимания достичь не удаётся - обращайтесь к учредителю, например, в управление образования муниципалитета.

К оснащению медкабинета тоже немало требований. Например, медицинский кабинет может располагаться только на первом этаже школы и быть не меньше 14 кв.м. Из оборудования там должны быть ростомер, тонометр, секундомер, сантиметровая линейка, холодильники, шприцы, бактерицидный облучатель, жгуты, носилки, травматологическая укладка, перевязочные материалы… Набор лекарственных препаратов приказ не регламентирует.

Фото: АиФ

Виновных наказывают

Кому подчиняются школьные медики? В школах-интернатах, специальных коррекционных школах с круглосуточным пребыванием детей врачи являются штатными сотрудниками школы и подчиняются непосредственно директору.

В обычных общеобразовательных школах медобслуживание организуется на основе договора с учреждением здравоохранения, например с поликлиникой. Задача директора в этом случае - создать условия для работы. Лицензию на ведение деятельности в конкретной школе получает уже медицинское учреждение. Врачи подчиняются его руководству.

Аналогичная ситуация - в сельских школах, которые обслуживаются на базе фельдшерских пунктов и амбулаторий.

В минобразования Нижегородской области нас уверили, что сейчас проблем с кадрами нет.

- К работе врачей в школах предъявляются очень жёсткие требования, - подчёркивает В. Шмелёв. - Важно понимать, что в разных ситуациях ответственность за здоровье учеников несут разные лица. Врач не может отвечать за то, что происходит с ребёнком на конкретном уроке или на перемене. Но каждый несчастный случай индивидуален. Если причины таковы, что их можно было устранить и это должен был заранее сделать медик, то вина лежит на нём. Если же ЧП произошло потому, что ребёнку стало плохо на уроке, а учитель не оповестил врача, не направил ученика в медкабинет, то ответственность понесёт педагог.

Чисто теоретически не исключены и другие ситуации. Так, например, ребёнку стало нехорошо, учитель отвёл его в медпункт, а там в рабочее время пусто. Вызвали скорую, ребёнку оказали помощь. Ситуация благополучно разрешилась. Однако вопросы к медицинскому работнику по выполнению обязанностей, закреплённых за ним, остались.

В каждом из этих случаев меры наказания будут определены после тщательного разбирательства комиссиями на муниципальном и региональном уровнях.

Игорь Богданов, директор школы № 91, депутат городской думы

Финансирование медицины перешло с городского на областной уровень. Поэтому мы не можем управлять ситуацией, связанной с пребыванием медиков в школе.

Современный врач работает на две-три школы и детский сад. В нашей школе также нет врача на полный рабочий день. А ведь в школах от 600 до 1300 учащихся. У детей бывают обмороки, травмы, порезы, ушибы. С ними постоянно что-то происходит, а помощь оказать некому. «Скорую» дождаться практически невозможно! Как показывает наша практика, в лучшем случае медики прибудут через час.

В нынешнем учебном году систему образования профинансировали с коэффициентом 0,6 к прошлому году. У директоров практически нет средств! И мы выбираем, на что потратить эти деньги - на охрану, на опрессовку системы отопления, на сигнализацию, канцтовары или на медикаменты. На лекарства у нас остаётся от 3 тыс. до 4 тыс. руб. в год! Это капля в море и большая проблема, учитывая, что у нас 1000 учеников.

Как мы выкручиваемся? Прежде всего стараемся оказывать медпомощь своими силами. Учителя, когда учились в институте, проходили медицинскую практику. Когда детям плохо, приходится вспоминать эти навыки. В менее экстренных случаях вызываем в школу родителей. Обращаемся в «скорую», если на месте нет школьного врача. Если есть врач или медсестра, обращаемся к ним. Детям с хроническими заболеваниями рекомендуем носить с собой таблетки.

В советское время было чуть лучше, но ненамного. Разве что «скорая помощь» была более мобильной. Раньше говорили: не надейтесь на врача, вызывайте неотложку. Она приезжала в течение 10-15 минут, ведь раньше станция скорой медицинской помощи была в каждом районе Нижнего. На звонок из школы реакция была незамедлительной! Да и врачей тогда было гораздо больше, и объёмы работы у них были меньше…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно