Может ли небольшая компания стать государственным поставщиком? Согласно федеральному закону № 94, принять участие в государственном тендере может любая компания, независимо от ее величины, истории существования на рынке и других причин. А так ли это на самом деле - остается вопросом.
Как считают эксперты Информационного Агентства «Трейд.Су», главным условием является степень надежности поставщика и его возможность выполнить государственный заказ в полном объеме. А вот проверять степень надежности поставщика, опять же, согласно 94-ФЗ - обязанность самого заказчика. Сделать это сейчас достаточно просто - существует реестр недобросовестных поставщиков, который в открытом доступе размещается на официальных порталах по госзакупкам.
В ИА «Трейд.Су» отмечают, что одним из наиболее острых вопросов проведения государственных тендеров является проблема: как не допустить к конкурсам фирмы-однодневки и ненадежных поставщиков. При этом неоднократно высказываются пожелания и призывы к участию в государственных тендерах малому и среднему бизнесу. В сложившейся дилемме разобраться довольно сложно.
1. Как застраховаться заказчикам от недобросовестных участников тендера, и как самим участникам дать понять заказчику, что им можно доверять? По этому поводу президент Информационного Агентства «Трейд.Су» Алексей Вансович говорит, что наибольшие сложности с государственными тендерами возникают у молодых компаний, кто только завоевывает свое место на рынке или не так
давно принял решение участвовать в государственных конкурсах. Им, по словам Алексея Владимировича, нужно сделать несколько вещей:
· Во-первых, объективно оценить собственные силы и обороты компании. Главное здесь - понять, сможет ли компания поставить весь объем государственного заказа.
· Второе - перед тем, как подавать заявку на участие в тендере, необходимо провести тщательный мониторинг рынка, определить конкурентов и выявить их цены на аналогичные услуги или решения. Если у компании есть
конкурентное преимущество перед другими игроками, тогда у нее есть шанс на победу в гостендере.
2. Как показывает практика, молодым компаниям достаточно сложно выиграть государственные тендеры. Госзаказ достается крупным конкурентам. И это с одной стороны обоснованно: с крупными заказами могут справиться только компании с большими оборотами. К сожалению, начинающим компаниям сложно конкурировать даже при проведении небольших муниципальных закупок. Почему
так происходит - в целом понятно. Государственный тендер - это всегда большие заказы и большие деньги. За ними всегда пристально следят крупные компании. При этом, как ни парадоксально, бывает, что сами эти компании в рамках тендера сделать что-либо не могут. На практике это выглядит так: задача крупной компании проста - выиграть тендер. А дальше для выполнения конкретных задач в рамках тендера победитель привлекает субподрядчиков. Именно они и будут выполнять конкретные задачи, но, естественно, за меньшие деньги.